Президент Украины Петр Порошенко в ходе своей речи в субботу, 14 октября, в Киеве по случаю Дня защитника Украины и принесения присяги лицеистами Киевского военного лицея имени Ивана Богуна выразил уверенность в будущем членстве его страны в НАТО.
«Нет никакого сомнения, что среди этих не по возрасту мужественных подростков стоят будущие офицеры и генералы, послы и министры. Возможно, будущий президент. И возможно, даже — генеральный секретарь НАТО, потому что Украина обязательно станет членом альянса», — заявил президент.
При этом он пообещал не допустить «повторения ошибок столетней давности, когда украинским политикам не хватило ответственности объединиться перед лицом внешней угрозы, в результате чего страна потеряла независимость».
Председатель правительства Украины Владимир Гройсман в своем поздравлении указал, что украинская армия в среднесрочной перспективе должна достичь стандартов Североатлантического альянса, чтобы затем непосредственно «приступить к фактической интеграции в НАТО», сообщает РИА «Новости».
«Сегодня украинская армия является мощным современным европейским войском, способным выполнять задачи любой сложности.
Дальнейшее реформирование вооруженных сил является одним из приоритетов работы правительства, чтобы в среднесрочной перспективе наша армия отвечала всем базовым стандартам НАТО, а Украина по своим оборонным, экономическим и интеллектуальным потенциалам приступила к конечной, углубленной, фактической интеграции в альянс», — говорится в заявлении премьера.
Двумя неделями ранее глава генштаба вооруженных сил Украины (ВСУ) Виктор Муженко заявил, что девять украинских батальонов, которые были подготовлены иностранными инструкторами, уже совместимы с войсками стран НАТО.
«Продолжается подготовка батальонов с помощью иностранных специалистов, которая началась еще в 2015 году. Сегодня в Украине находятся инструктора и военнослужащие из США, Канады, Великобритании, Литвы, Латвии, Эстонии, Польши... И мы на сегодняшний день достигли соответствующей совместимости как минимум на тех девяти батальонах, которые уже прошли подготовку», — заявил военный.
Он пояснил, что за основу берутся стандарты НАТО, которые адаптируются к украинским условиям с учетом приобретенного Киевом опыта проведения боевых действий.
«Кстати, военнослужащие стран НАТО уже вносят изменения и коррективы в свои стандарты с учетом нашего опыта. То есть у нас не просто слепое копирование, а творческий подход к отработке соответствующих стандартов с учетом приобретенного боевого опыта», — сказал Муженко.
Однако чуть ранее — 18 сентября — спецпредставитель США по Украине Курт Волкер в интервью грузинской газете «Квирис палитра» заявил, что Украина и Грузия пока не готовы к вступлению в НАТО. Он подчеркнул, что для принятия определенной страны в НАТО нужен консенсус всех членов альянса.
«Не думаю, что в НАТО сегодня кто-нибудь скажет о готовности принять Грузию членом. В Грузии должна быть успешная, прозрачная, безопасная демократия как в других странах НАТО и она должна подготовиться к тому, чтобы быть в первых рядах, когда НАТО примет решение о дальнейшем расширении», — сказал Волкер.
Он также отметил, что Грузия имеет в этом отношении больший прогресс по сравнению с Украиной. За две недели до этого Порошенко сообщал, что Украина уже выполняет План действий по вступлению в НАТО и не исключил, что инициирует всенародный референдум по вступлению в альянс. Он отмечал: опросы общественного мнения показывают, что украинцы не против вступления страны в НАТО.
«Я не исключаю, что инициирую в положенное время соответствующий референдум, чтобы продемонстрировать волю украинского народа. Всем: и нашим друзьям, и агрессивному соседу, и всем украинским политикам ... Чтобы при любых политических раскладах никому из них не захотелось ревизовать этот курс и развернуться», — пояснял политик.
В июле НАТО оказывало помощь Украине в расследовании кибератаки, произошедшей 27 июня — сообщал генеральный секретарь альянса Йенс Столтенберг на совместном брифинге с Порошенко.
«В последние дни мы предоставили Украине современное оборудование для киберзащиты, помогаем ключевым правительственным институциям, чтобы лучше расследовать инциденты в сфере кибербезопасности вроде того, что произошел недавно», — рассказывал он.