В Кремле раскритиковали недавнее заявление главы Чехии Милоша Земана, который предложил Украине потребовать от России компенсацию за присоединение Крымского полуострова. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал формулировки Земана неверными и подчеркнул, что Москва не будет платить Украине за Крым.
Официальный представитель Кремля объяснил, что ни в юридическом, ни в фактологическом плане ни о какой аннексии говорить нельзя. Соответственно, рассуждает Песков, ни о какой компенсации не может идти речи.
«Сама формулировка о том, что подобные действия могут урегулироваться каким-то выкупом, они, с нашей точки зрения, конечно, не совсем правильные, точнее говоря: совсем неправильные», — заключил Песков.
Он также напомнил, что решение о выходе из состава Украины принял легитимный Верховный совет Крыма, после чего и было принято решение о вступлении в Россию.
Раскритиковав высказывание Земана, Песков поспешил уточнить, что в России к политику относятся с большим уважением. «Мы, конечно, весьма уважаем очень авторитетного европейского политика Земана, у которого, как вы знаете, давние добрые отношения с президентом Путиным», — сказал он.
10 октября Милош Земан выступил на пленарном заседании Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ). Отвечая на вопрос касательно ситуации с Крымом, Земан процитировал бывшего президента Германии Йоахима Гаука: «вернуть Крым означало бы войну с Россией, а войны с Россией не хочет никто».
Глава Чехии предложил неожиданную альтернативу — по его словам, Украине следует потребовать от Москвы компенсацию за утрату полуострова.
Земан уточнил, что компенсация за Крым может быть выплачена российской стороной в финансовой форме либо в виде поставок нефти и газа. При этом присоединение Крыма к России Земан назвал «свершившимся фактом».
Заявление главы Чехии встретило значительную критику — в том числе в самой Чехии. Премьер-министр страны Богуслав Соботка в своем твиттере назвал заявление Земана противоречащим внешней политике страны.
«Выступление Земана в Совете Европы резко противоречит нашей внешней политике, и президент не имел мандата от чешского правительства», — открестился от слов Земана чешский премьер. Он также отметил, что руководство страны выступает за уважение международного права и подчеркнул, что санкции в отношении России связаны с выполнением минских договоренностей.
Но больше всего предложение чешского президента о компенсации за Крым задело, разумеется, украинские власти. Президент Украины Петр Порошенко, который выступал перед той же ПАСЕ на следующий день после скандальной речи Земана, выразил крайнее возмущение словами главы Чехии о том, что потеря Украиной Крыма — «свершившийся факт».
«Решительно отвергаю утверждение тех, кто говорит о Крыме как о «завершенном деле». Трибуна ПАСЕ была создана не для призывов торговаться территориями за деньги, нефть или газ», — негодовал Порошенко.
Украинский МИД тоже не остался в стороне — глава ведомства Павел Климкин назвал позицию президента Чехии «маразмом» и подчеркнул, что Земан никак не представляет позицию Чехии. «С господином Земаном так и есть — он ничьей позиции, кроме своей, не презентует», — заявил Климкин.
Но и на этом поток критики в адрес Земана не иссяк — в России его пламенную речь перед ПАСЕ тоже встретили без особого энтузиазма. Зампред комитета Совета Федерации по международным делам, глава комиссии по защите госсуверенитета Андрей Климов напомнил чешскому лидеру, что Крым является частью Российской Федерации, а платить «компенсации» за собственные территории РФ не намерена.
«Крым — это часть России. Так может дойти до того, что Калининградская область кому-то не понравится, потом кто-то по Сахалину начнет вопросы задавать и так далее. Республика Крым и Севастополь по Конституции России — субъекты России», — разъяснил Климов. Он подчеркнул, что эти территории вошли в состав РФ по воле народа, выраженной на референдуме в соответствии с принципами международного права.
«Можно говорить все что угодно, но единственный выход для Украины из создавшегося положения — признать объективную реальность и за счет взаимовыгодного сотрудничества с Россией в будущем иметь какие-то бонусы именно от такого сотрудничества, а не от чего-то другого», — уверен сенатор.