В случае очередной победы на выборах канцлера Германии Ангелы Меркель, основную часть совместной с ней работы по реформе еврозоны возьмет на себя премьер-министр Франции Эдуард Филипп. Именно он на этой неделе побывал с визитом в Берлине, где обсудил будущее еврозоны после выхода Великобритании из состава ЕС.
На пресс-конференции по итогам встречи с Меркель Филипп признался, что, «быть жесткими с британцами не является целью, однако переговоры будут трудными».
Несмотря на то, что с момента начала процедуры выхода Великобритании из ЕС прошло уже почти полгода, в Евросоюзе пока не знают ответов на многие вопросы. Ответы на них должны найти две самые влиятельные экономики ЕС — Франция и Германия.
«Пехотинец Макрона»
Ранее стало известно, что президент Франции Эммануэль Макрон и канцлер Германии Ангела Меркель испытывают определенные трудности в переговорах по реформированию ЕС. Как ранее отметила британская The Guardian, между сторонами есть «серьезные разногласия». Макрон, по информации издания, считает, что финансовый союз нуждается в большей централизации, а ЕС нужен свой министр финансов.
В этом он не одинок — введение поста министра финансов ЕС поддерживает и глава Европейской комиссии Жак-Клод Юнкер.
Меркель же считает, что финансовому союзу, наоборот, нужно как можно меньше централизации. Не возражая против поста министра финансов, она хочет, чтоб тот не имел реальной власти, но выступал в роли исполнителя и координатора принятых решений.
Компромисс придется искать премьер-министру Франции Эдуарду Филиппу, который к тому же хорошо изъясняется на языке Гете и Шиллера и испытывает симпатии к немецкой культуре. Главная задача для него — выполнить мандат президента. «Макрон высказал четкое послание Берлину о своей решимости изменить нынешний курс французской экономики и вернуть его к паритету с Германией», — отмечает на сайте центра Карнеги европейский эксперт Пьер Висмонт.
Известно, что премьерский пост Филипп занял вопреки ожиданиям. Бывший мэр города Гавра был мало известен в кругах политической элиты, и в премьеры прочили совсем другого человека — Франсуа Байру, бывшего главу минюста, который способствовал победе Макрона на президентских выборах.
Однако, как считают эксперты, Макрону нужно было новое лицо во власти, не связанное с прежними элитами, и именно поэтому во главе кабинета стал Филипп.
Новый премьер Эдуард Филипп так же, как и президент, имеет репутацию политического центриста. Как и Макрон, Филипп происходит из университетской среды. В молодости он некоторое время был социалистом, однако затем вступил в ряды голлистской партии. Оба политика хорошо знакомы друг с другом с 2011 года. Филипп неоднократно отзывался о Макроне с уважением, сказав однажды, что тот «думает на 90% так же, как и он».
Стоит отметить, что после того, как Филипп занял пост премьера страны, многие журналисты вспомнили, что он писал и художественные произведения, и с удовольствием цитировали одно из них — «В тени» — политический триллер, посвященный абстрактному политику и главе его аппарата.
«Я аппаратчик. В моем мире политики и аппаратчики живут вместе. Ни один, ни другой не может выжить в одиночку. Это механик, организатор, вдохновитель, нагнетатель. Это руки, уши, ноги, а иногда и мозг политики», — так представляет себе роль функционера, политик в своем романе.
Возможно, сам Филипп играет всего лишь роль «аппаратчика» в кабинете Макрона, которому президент Франции доверяет проведение необходимых реформ в стране.
Филиппу есть с чем работать
Проблем во французской экономике немало: экономический рост в стране в последние пять лет остается достаточно низким и составляет 0,2%--1,3%. Eurostat приводит данные, что по итогам 2016 года ВВП Франции увеличился на 1,2%. Это меньше, чем в еврозоне (1,8%) и в целом в Евросоюзе (1,9%). Безработица составляет 10% от всего трудоспособного населения, причем 24% безработных — молодежь.
«Ему надо найти возможности для преодоления кризисных явлений во Франции, в том числе бюджетный дефицит, а также согласовать налоговую политику. Президент дает ему направления, но у него есть возможность иметь собственный профиль», — рассказал в беседе с «Газетой.Ru» руководитель центра изучения Франции Института Европы РАН Юрий Рубинский.
По мнению эксперта, Филиппу «при полном согласии и с ведома президента нужно найти свое место в политике». Рубинский добавляет, что Филипп «хочет добиться международных изменений, и в этих условиях его зарубежные поездки — способ достичь этого, поэтому он будет брать ответственность за ряд направлений».
Возможно, Филипп — первый за долгие годы французский премьер, который может обрести серьезную политическую роль на фоне глав правительств при Николя Саркози и Франсуа Олланде, премьеры при которых были лишь исполнителями, отмечает Рубинский.
Как пример сильных премьеров Рубинский отмечает Раймона Барра при президенте Валери Жискаре д'Эстене, «широкую свободу действий» имел и премьер при Франсуа Миттеране Лоран Файбус.
По мнению Рубинского, в отношениях президента и премьера «важен вопрос баланса, который является весьма деликатным». «В случае падения рейтингов Макрона премьер будет терять свою роль амортизатора», — объясняет эксперт.
Макрон в настоящее время теряет популярность у населения. По данным социологической службы IFOP, только 40% французов поддерживают политику Макрона, в то время как 57% придерживаются противоположенного мнения.
Как отмечают социологи, спустя четыре месяца пребывания в должности рейтинг Макрона ниже, чем у любого из его предшественников с 1995 года.
Возможно, действуя в сложных условиях и беря на себя важные направления политики, премьер Филипп сможет понравиться французам, что обеспечит ему политическое будущее. Известно, что своим любимым высказыванием он считает слова британского премьер-министра Уинстона Черчилля: «Звезды сияют только тогда, когда все в темноте».