Представители Украины в ООН передали партнерам в Совете Безопасности проект резолюции о размещении миротворцев в Донбассе, охваченном военным конфликтом. Об этом сообщил заместитель главы администрации президента Украины Константин Елисеев.
«По поручению президента обновленный проект резолюции был буквально несколько дней назад передан партнерам по Совету безопасности. Конечно, мы готовы и дальше работать», — сообщил Елисеев в эфире телеканала «Интер».
При этом Елисеев подчеркнул, что проект соответствующей резолюции был представлен еще в 2016 году, однако тогда со стороны совбеза этому документу не было уделено должного внимания, якобы из-за позиции Москвы. По словам чиновника, подготовка миротворческой миссии займет не менее полугода.
Позиция Киева сводится к тому, что контингент миротворцев ООН должен будет размещаться не только вдоль линии соприкосновения, но и вдоль российско-украинской границы на том участе, который контролируется ополчением самопровозглашенных республик.
С аналогичной инициативой о размещении миротворцев ООН в зоне конфликта на юго-востоке Украины выступил и российский президент Владимир Путин, однако, по его замыслу, миротворцы ООН должны разместиться вдоль линии соприкосновения и после того, как от нее будет отведено вооружение и тяжелая техника. Кроме того, Россия настаивает на том, что размещение контингента должно быть согласовано как с Киевом, так и с ДНР и ЛНР.
Борьба резолюций
Как бы то ни было, идея размещения миротворческого контингента ООН в Донбассе, изначально представленная в качестве проекта президента Украины Петра Порошенко, стала частью практических дискуссий о мандате и полномочиях миссии. Президент России Владимир Путин 5 сентября сообщил, что дал поручение МИД РФ внести на рассмотрение в Совет Безопасности ООН резолюцию о введении миротворцев в зону конфликта на юго-востоке Украины.
Пока в позициях сторон общее только термин «миротворцы ООН». Президент России довольно четко очертил границы возможного компромисса — миротворцы будут охранять членов миссии ОБСЕ и располагаться на линии соприкосновения и нигде больше.
Введение миротворцев «должно состояться не иначе, как после разведения сторон и отвода тяжелой техники, и это не может быть решено без прямого контакта с представителями самопровозглашенных республик — ДНР и ЛНР», подчеркнул Путин.
Позиция Киева противоположна. В заявлении МИД Украины говорится, что миротворческая миссия ООН должна стать на российско-украинской границе и в ее составе не должно быть представителей РФ. «В равной степени не может быть и речи о получении согласия на проведение операции по поддержке мира от незаконных вооруженных формирований, которые действуют на территории ОРДЛО (отдельных районов Донецкой и Луганской областей. — «Газета.Ru») при поддержке, финансировании и материально-техническом обеспечении со стороны РФ» — говорится в заявлении. Украина не признает руководство ДНР и ЛНР и пока не собирается вести с ними любые консультации (хотя это необходимо в рамках тех же минских соглашений, которые подписывал официальный Киев).
Киев обвиняет Россию в агрессии против Украины и помощи ополченцам Донбасса. Москва подобные обвинения не признает и подчеркивает, что не является стороной этого внутриукраинского конфликта, не оказывает материальной и технической помощи ополчению самопровозглашенных республик.
Активисты против
Предложения Путина о разведении вооружения и размещения миротворческой миссии ООН на линии соприкосновения является логическим продолжением подхода Москвы к установлению режима прекращения огня в Донбассе. Год назад в минской переговорной группе было принято решение о разведении сторон на трех участках линии соприкосновения, где боевые подразделения стояли слишком близко друг к другу.
Таким образом в переговорной группе пытались добиться развода сторон на расстояние, которое делало бы невозможным стрелковый бой между противостоящими подразделениями.
Речь шла о трех участках. Одном под Волновахой Донецкой области и двум в Луганской — возле поселка Золотое и станицей Луганской.
Каждый из трех участков имел свою историю. Под Волновахой подразделения стояли в опасной близости в степи и позиции каждой стороны не имели особого стратегического значения. Поселок Золотое был выбран из-за построенного здесь украинской стороной КПВВ, которое должно было стать единственным пунктом пропуска автомобильного транспорта через линию соприкосновения в Луганской области. При этом армейские подразделения не находились «на расстоянии пистолетного выстрела» друг от друга. В станице Луганской ситуация была самой сложной — линия фронта проходила по реке, подразделения народной милиции ЛНР занимали господствующую высоту на своем берегу, а ВСУ располагали оборудованной эшелонированной обороной, прикрытой минными полями.
Для отвода подразделений был разработан регламент, согласно которому развод сторон должен был произойти недели полного прекращения огня на участке. В станице Луганской семи дней тишины подряд не случилось по сей день. КПВВ «Золотое» не начало свою работу до сих пор.
Отведение подразделений ВСУ от участка неподалеку поселка Богдановка, а вооруженных формирований ДНР от села Петровского произошло, но не сразу и после многочисленных митингов и акций протеста украинских активистов в Мариуполе и Волновахе, которые пытались сорвать разведение сторон.
К тому времени у «патриотических» общественных организаций Мариуполя уже был опыт срыва демилитаризации Широкино. Тогда, в 2015 году, в Минске была достигнута договоренность о взаимном отводе армейских подразделений из курортного села Широкино под Мариуполем, разминирования села и налаживании там мирной жизни при помощи совместного патрулирования полиции. Для 2015 года это было революционной инициативой, которая, тем не менее, подверглась ожесточенной критике местных активистов. Широкино располагается в десяти километрах от окраины Мариуполя, в селе украинская армия занимала административные здания и школу, которые в курортных поселках, как правило, ставят на «дешевой земле». То есть — подальше от моря на господствующих высотах.
При этом невозможно было не заметить, что активисты Мариуполя были отлично осведомлены о ситуации на позициях и координировались с командирами подразделений на этом участке линии соприкосновения. В Мариуполе тогда ходили упорные слухи о том, что «надавить» на политическое руководство страны попросили люди из высшего военного руководства.
Из Широкино украинские подразделения не вывели, а части ДНР покинули простреливаемые низины поселка возле моря сами, отойдя на более выгодные для обороны позиции в степи.
Отведение сторон под Волновахой митингами остановить не удалось.
«Забетонировать линию фронта»
Один из организаторов тех выступлений, руководитель проекта «Новый Мариуполь» Мария Подыбайло рассказала «Газете.Ru», что в случае реализации российской инициативы с миротворцами ее организация постарается организовать акции протеста в украинских городах.
«Мы выступим при первых признаках возможности согласия руководства Украины на подобное предложение. Опыт Широкино и Волновахи у нас есть», — сказала Подыбайло.
В Донецке тоже довольно четко понимают, что такое миротворцы ООН на линии соприкосновения. Еще в мае один из основателей ДНР, бывший глава Совета безопасности самопровозглашенной республики Александр Ходаковский в интервью «МК» признался, что в начале весны в республике шла подготовка к локальному наступлению, которая прервалась после 14 апреля (дата визита госсекретаря США Рекса Тиллерсона в Москву – «Газета.Ru»).
Тогда Ходаковский предложил «забетонировать линии фронта на годы», чтобы прекратить обстрелы городов, не допустить перетекания воевавших радикалов в обе стороны и на годы физически прекратить войну.
В качестве образца бывший командир бригады «Восток» видел Приднестровье, у которого после десятилетий мирного существования с Молдовой значительно упал градус взаимной ненависти и вопрос об объединении не вызывает немедленного отторжения у населения. Сейчас Ходаковский в числе тех, кто приветствует инициативу президента России.
Введение миротворцев ООН что на линию соприкосновения, что на государственную границу между Россией и Украиной невозможно без согласия и жесткой политической воли с обеих сторон. На бумаге и сейчас уже больше года как после согласования в минской переговорной группе произошел «отвод» тяжелой артиллерии калибром свыше 100 мм от линии соприкосновения на базы хранения, с начала 2017 года прошло уже четыре больших перемирия (рождественское, пасхальное, «хлебное» и последнее, бессрочное — «школьное»), но в каждом из городов вдоль линии противостояния вам покажут разбитые в 2017 году артиллерией дома.