Учения между Южной Кореей и США будут проходить до конца августа, и в них будет задействовано до 40 тысяч американских военных. Несмотря на то что такие учения проводятся ежегодно, в КНДР считают, что на этот раз они могут быть использованы для вторжения на территорию Северной Кореи. Пхеньян уже назвал военные маневры двух стран «проявлением враждебности».
Между тем Россия пытается убедить КНДР и США в необходимости провести прямые переговоры между сторонами. В Москве считают, что подобный формат — единственная возможность добиться деэскалации на Корейском полуострове.
В этом месяце напряженные отношения между КНДР и США достигли своего апогея. Обе стороны начали активно угрожать друг другу войной с применением ядерного оружия. Правда, в конце прошлой недели Ким Чен Ын фактически сдал назад и отказался от своих планов нанести демонстративный удар по острову Гуам, где расположена американская военная база.
После этого решения президент США Дональд Трамп заявил в своем твиттере, что лидер КНДР «принял очень мудрое и обоснованное решение»: альтернатива ему стала бы «катастрофической и неприемлемой».
Россия и ее партнеры по переговорам по корейской ядерной программе Япония, Китай и Южная Корея давно пытаются организовать диалог между Пхеньяном и Вашингтоном. Источник, близкий к российским внешнеполитическим кругам, подтвердил «Газете.Ru», что Россия пыталась усадить обе стороны за стол переговоров. При этом собеседник подчеркнул, что Пхеньян «хочет говорить только с США». Также известно, что российская сторона пыталась организовать и прямой диалог между лидерами КНДР и Южной Кореи Ким Чен Ыном и Пак Кын Хе в Москве во время празднования годовщины Победы в 2015 году. Эта попытка сорвалась, так как оба лидера в Москву не приехали.
Стоит отметить, что сам Трамп еще в начале своего президентства заявлял, что для него будет «почетным» провести встречу с Кем Чен Ыном, однако впоследствии сменил тактику на более агрессивную.
Между Пхеньяном и Вашингтоном после окончания корейской войны и закрепления разделения Кореи дипломатические отношения разорваны. Как вспоминает в интервью «Газете.Ru» бывший замглавы МИД России Георгий Кунадзе, в 1994 году американская сторона обдумывала возможность установления дипотношений с КНДР. Камнем преткновения стало нежелание Пхеньяна разрешить американской стороне снабжать посольство с территории Южной Кореи через демаркационную линию между государствами на 38-й параллели. Обсуждение этого вопроса было прекращено.
Неформальное общение дипломатов из обеих стран происходит на полях ООН, а также во время переговоров стран «шестерки». Однако прямых переговоров между лидерами обеих стран не было никогда. Президент США Билл Клинтон собирался посетить КНДР под занавес своего пребывания в Белом доме, однако тот визит не состоялся. Клинтон впоследствии бывал в КНДР, правда, уже в личном качестве после ухода с поста президента. Тогда ему удалось добиться освобождения из северокорейской тюрьмы двух американских журналистов, проникнувших на территорию страны из Китая, не имея въездных виз.
Бывший президент США, у которого по ходу тех переговоров установились сравнительно неплохие отношения с прошлым и ныне покойным лидером КНДР Ким Чен Иром, мог бы сыграть роль в установлении неформальных контактов с его сыном для начала диалога.
Но вряд ли администрация Дональда Трампа пойдет на то, чтобы использовать в качестве посредника Клинтона, учитывая соперничество с Клинтонами во время минувших выборов президента США.
Как сообщал ранее CNN, переговоры между американской и северокорейской стороной идут на уровне заместителей глав дипломатических ведомств. Так, американские дипломаты проводили переговоры с главой американского отдела МИД Северной Кореи Чоем Сун Хи.
Однако бывший замглавы МИД России Кунадзе скептически относится к тому, что подобные переговоры в настоящее время возможны. «Конечно, любые переговоры лучше, чем их отсутствие. Другой вопрос, каким будет предмет этих переговоров», — говорит Кунадзе. По словам экс-дипломата, если США начнут вести переговоры с КНДР о замораживании ядерной программы, то таким образом они признают сам факт ее субъектности, что неприемлемо для американской стороны.
Кунадзе также скептически относится к тому, что Россия сможет в сегодняшних условиях помочь усадить КНДР и США за стол переговоров. «Никаких рычагов воздействия на КНДР у России давно нет. К тому же, учитывая уровень отношений России и США, сегодня вряд ли американская сторона воспримет Россию как «честного брокера».
Тем не менее российские предложения о переговорах станут одной из тем обсуждения во время предстоящего визита главы МИД Южной Кореи Кан Ген Хва в Москву в эту пятницу.