Турция при том политическом курсе, которого придерживаются официальные власти этой страны, не имеет шансов на вступление в Евросоюз, заявил глава МИД Германии Зигмар Габриэль в интервью изданию Stern. По его словам, заявления Анкары о возможности восстановления смертной казни в стране неминуемо приведут к концу прежних отношений Турции и Евросоюза. При этом он напомнил о ситуации с арестом граждан в Турции, а также увольнение тысяч работников в сфере юстиции, управления и общественного порядка.
«Нам ясно, что Турция, которая продолжит движение в том же направлении, никогда не войдет в ЕС. Неоднократные заявления о восстановлении смертной казни — это конец прежним отношениям между Европой и Турцией. Это совершенно определенно», — заявил Габриэль.
В том же ключе высказывался ранее и председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, который обвинил турецкие власти в нежелании выполнять достигнутые ранее договоренности по вступлению страны в ЕС. «Ведь это не Евросоюз присоединяется к Турции, а Турция присоединяется к ЕС», — подчеркивал Юнкер в одном из интервью.
Турция подала заявку на вступление в Евросоюз еще в 1987 году, однако фактически переговоры по этому вопросу начались лишь в 2005-м. При этом диалог неоднократно прерывался из-за разногласий между Анкарой и Брюсселем по ряду вопросов.
Отношения между Турцией и Германией переживают кризис на протяжении последнего времени. Ранее глава МИД ФРГ Зигмар Габриэль обещал «скорректировать экономическую политику» в отношении Анкары, включая кредитные и инвестиционные программы. Тогда же МИД Турции назвал подобные шаги Берлина недопустимыми и усиливающими кризис между двумя странами.
При этом достаточно напряженными остаются отношения Турции и с другими европейскими странами.
6 июля 2017 года Европарламент принял резолюцию, в которой утверждалось о необходимости заморозить переговоры с Анкарой по вопросу ее возможного присоединения к ЕС.
По версии авторов документа, это сможет убедить турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана внести необходимые с точки зрения Европы изменения в конституционную реформу.
Эрдоган же угрожает Европе выходом из соглашения по мигрантам, которое несколько сдерживает поток беженцев с Ближнего Востока, если партнеры в Евросоюзе не захотят возобновить переговоры о вступлении Турции в ЕС.
«Сюрпризов не будет»
Отношения Германии и Турции на сегодняшний день достигли «пика негативности», рассказал «Газете.Ru» научный директор Российско-германского форума Александр Рар.
«Ранее Германия всегда была толерантна к Турции. Сегодня проблема немецкой внешней политики состоит в ее идеологизированности: ценности превыше всего», — отмечает эксперт.
В Турции же создается собственная вертикаль власти, в которой Эрдоган пытается выстроить со всеми президентскую взаимосвязь. «Такая модель поведения для немцев сравнима с диктатурой», — отмечает Рар.
Собеседник «Газеты.Ru» обозначил определенные сомнения по поводу перспектив вступления Турции в ЕС, причиной чему в том числе является тот факт, что Меркель стала своеобразной «жрицей политики либерализма в Европе».
«Эрдоган сажает в тюрьму немецких журналистов, а для Германии это пощечина, — поясняет Рар. — Но несмотря на сложную ситуацию в двусторонних отношениях, Германия всегда проявляла свою сдержанность».
Инцидент с немецкими журналистами для Берлина стал неприемлемым, поэтому Германия в очередной раз поднимает вопросы о свободе слова в Турции, и в связи с этим «никаких сюрпризов в отношениях Германии и Турции не будет», считает руководитель Центра изучения современной Турции Юрий Мавашев.
По словам эксперта, заявлению главы МИД Германии предшествовал целый ряд событий, которые и без того ухудшали отношения двух стран. «Атмосфера напряженности между Турцией и Германией сохраняется в полной мере», — добавляет он.
При этом Мавашев напоминает, что процесс интеграции Турции в ЕС не тождественен отношениям с Германией, а для сближения Анкары и Брюсселя необходимо выстраивать диалог со всеми участниками альянса.
«Никто не верит в перспективу вступления [Турции] в ЕС. Вступление в ЕС для Турции — это стимул, который она сама выбрала и еще не готова от него отказаться», — подчеркнул эксперт.
При этом, по оценке Мавашева, Турция не готова отказаться от части собственного суверенитета, к чему непременно придется прийти в случае евроинтеграции. «Для Турции важнее сам процесс вступления в Евросоюз, чем членство там», — сказал он.