1. Название
Согласно предложению Захарченко, государство Малороссия находится на территории современной Украины. От названия «Украина» предлагалось отказаться, потому что нынешние киевские власти «дискредитировали себя» революцией «евромайдана».
Впрочем, само название нового государства вызывает сомнения. С исторической точки зрения всю Украину называть Малороссией некорректно. Со Средних веков этим топонимом назывались Галицкая и Киевская митрополии, части Руси, а также государство, созданное Богданом Хмельницким. Тем не менее все эти территории были меньше, чем современная Украина, кроме того, обладали той или иной политизированной коннотацией, и любая из них не в состоянии объединить нынешнее украинское население.
Помимо всего прочего, ранее самопровозглашенные Донецкая и Луганская народные республики называли себя еще одним топонимом — Новороссией. В итоге у многих наблюдателей название «Малороссия» стало поводом для шуток.
2. Позиция ЛНР
Для того чтобы «Малороссия» получила хоть какие-то перспективы, необходима поддержка и ДНР, и ЛНР. Однако вторая народная республика участвовать в этом проекте не собирается.
«Мы не планируем. Это внутренняя инициатива ДНР. У нас есть повестка, где обозначены насущные вопросы, которые требуют своего обсуждения и решения», — заявил участник делегации от ЛНР в политической подгруппе по Донбассу Родион Мирошник спустя считаные часы после объявления «Малороссии».
Многие политики в ДНР, кстати, тоже были крайне удивлены объявлением Малороссии. «Как снег на голову! Никто ничего не говорил! — так охарактеризовал ситуацию «Газете.Ru» источник в среднем звене правительства ДНР. — Все очень обеспокоены. Происходящее напоминает 2014 год, когда многое тоже происходило по команде, без подготовки и совершенно неожиданно».
3. Минские соглашения
Идея «Малороссии», очевидно, противоречит минским соглашениям, которые сегодня диктуют оптимальные правила урегулирования донбасского конфликта. В этих документах выдержан нейтральный тон, никто не обвиняется в военной агрессии, кроме того, речь в них идет об объединении Украины. С этим согласны все стороны, участвующие в переговорном процессе в белорусской столице: Киев, ДНР и ЛНР, Россия, а также ОБСЕ, которая представляет интересы Евросоюза.
Эти же правила удовлетворяют участников «нормандской четверки», переговорного формата, который должен способствовать продвижению минского процесса. В «четверку» помимо лидеров России и Украины входят президент Франции и канцлер Германии.
Согласно минским соглашениям, власти Киева обязаны провести широкую амнистию для граждан ДНР и ЛНР, а также реформировать конституцию, предоставив Донбассу широкую автономию. До сих пор этого сделано не было. Самопровозглашенные республики, в свою очередь, должны провести выборы по украинскому законодательству.
Как заявил «Газете.Ru» Владимир Евсеев, заместитель директора Института стран СНГ, в настоящее время проект по созданию Малороссии не может быть востребованным. Минские соглашения подписывали и Киев, и самопровозглашенные народные республики.
Если стороны выполнят эти условия, необходимость в Малороссии просто исчезнет.
Осенью в Германии пройдут выборы нового канцлера, и это, по оценке Евсеева, только усилит неопределенность в разрешении донбасского конфликта. В таких условиях создание Малороссии попросту невозможно, считает эксперт. Он уверен, что прежде всего необходимо прекратить стрельбу: «Порошенко нарушает все договоренности, поэтому огонь до сих пор ведется».
Эксперт также напомнил, что идея Малороссии не нравится и США, на помощь которых так надеется Киев.
«Америка не имеет какой-либо стратегии по Украине. У них даже нет единого центра по принятию решений. Конгресс не особо настроен на сотрудничество с Трампом», — объяснил эксперт. Малороссия, в свою очередь, только усложнит процесс принятия решений в Вашингтоне на украинском направлении.
4. Дискуссия
После того как руководство ДНР столкнулось с непониманием даже своих ближайших союзников из ЛНР, Захарченко начал говорить о том, что главная задача его инициативы с «Малороссией» — это начать дискуссию.
«Мы предложили дискуссию и сделали свое предложение, — заявил он. — Никаких окончательных решений не принято». Между тем перспективы этой дискуссии туманны.
Об этом 19 июля заявил полномочный представитель России в контактной группе по урегулированию ситуации на Украине Борис Грызлов. «Я воспринимаю это только как приглашение к дискуссии», — сказал он, впрочем, добавив, что это предложение «правоустанавливающих последствий» не имеет. «Оно относится скорее к информационной войне и не является предметом реальной политики», — считает Грызлов.
Доцент кафедры политической истории МГИМО Кирилл Коктыш в беседе с «Газетой.Ru» заявил о двух вариантах толкования Малороссии. «Либо мы пытаемся возродить ту самую гоголевскую Малороссию, и тогда она возникает как серьезный конкурент Киева, либо мы формируем новый придаток столицы», — считает эксперт.
По его словам, обе эти идеи имеют изъяны. Более того, даже начинать дискуссию об этих вариантах видится преждевременным. «Пока нет конкретики, есть только приглашение к разговору», — считает Коктыш.
«На мой взгляд, идея Малороссии — неподготовленная импровизация, экспромт Захарченко», — считает Олег Бондаренко, директор Фонда прогрессивной политики. По мнению собеседника «Газеты.Ru», этот проект отражает общую тенденцию многих политиков с начала конфликта на Украине.
5. Позиция России
Российское руководство также не поддержало инициативы Захарченко. Об этом заявили несколько ключевых политиков, связанных с минским процессом.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков опроверг слухи о том, что Москва причастна к идее «Малороссии». «В Москве сегодня об этом узнали из СМИ», — заявил он. Борис Грызлов, в свою очередь, подчеркнул, что проект «Малороссия» противоречит минским соглашениям.
По словам помощника президента РФ Владислава Суркова, «хайп» вокруг Малороссии полезен, но только с точки зрения стороннего наблюдателя.
«У Киева есть евроутопия. Донецк отвечает идеей Малороссии. Разгорается широкая внутриукраинская дискуссия, в которой видны уровень организации, аргументов и IQ спорящих сторон. Но тут уж, выражаясь по-малороссийски: яка держава, такой и IQ», — рассказал он.
Как заявил ТАСС Алексей Чеснаков, директор близкого Кремлю Центра политической конъюнктуры, заявления Захарченко о «неоднозначных откликах» на его идею о новом государстве подтверждают, что «никакой Малороссии не будет». «Впрочем, как и прежней Украины. Нужна дискуссия о том, какая может быть переучрежденная страна и структура власти внутри нее, а также как будут строиться отношения Киева и Донбасса, Киева и других регионов страны», — добавил эксперт.