Первая версия законопроекта о военном бюджете (National Defense Authorization Act — NDAA) была одобрена палатой представителей американского конгресса 14 июля. «За» проголосовали 344 законодателя; «против» — 81.
Одобренный законопроект предлагает, как его охарактеризовал сам Белый дом, «историческое» увеличение военных расходов до $696 млрд: из них $621,5 млрд — на оборону и около $75 млрд — на военные действия за рубежом. Кроме того, предлагается повысить на 25% расходы на противоракетную оборону и создать отдельный род «космических» войск.
Законопроект, помимо прочего, предусматривает увеличение личного состава на 17 тыс. человек, а также повышение заработной платы военнослужащих на 2,4% (что даже выше, чем просила администрация Трампа — 2,1%).
В ходе обсуждения «Акта о национальной обороне» были отвергнуты предложения республиканцев об отмене программы по борьбе с глобальным изменением климата, что несколько расходится с курсом, намеченным президентом США Дональдом Трампом.
Однако законодатели учли пожелания президента в другом качестве. И не просто увеличили запланированные расходы (мера, которую Трамп неоднократно анонсировал), а даже превысили заявку Белого дома. Трамп запрашивал $603 млрд плюс $65 млрд на проведение военных операций за рубежом.
Альтернативный проект для Дональда Трампа
В сенате США в настоящее время рассматривается альтернативный проект оборонного бюджета, с которым должен быть согласован принятый в нижней палате документ. Если сенаторам удастся это сделать, законопроект будет направлен на подпись президенту страны.
Доктор юридических наук, профессор ВШЭ Александр Домрин считает, что новый проект военного бюджета дойдет до стола Дональда Трампа, не встречая серьезного сопротивления. Как минимум потому, что Республиканская партия контролирует обе палаты конгресса.
Однако законопроект может быть все-таки скорректирован, так как заявка законодателей превышает установленные федеральным законом о бюджете ограничения на оборонные расходы. Дело в том, что с 2011 года верхняя граница военных расходов установлена на уровне $549 млрд. Чтобы новый план финансирования был одобрен всеми, сторонникам законопроекта необходимо будет заключить сделку с целью отмены этих ограничений. Демократы уже пообещали бороться против увеличения военных расходов в 2018 году.
«В американской системе сдержек и противовесов самые серьезные полномочия у конгресса находятся в области кошелька — основную роль в формировании бюджета в Соединенных Штатах играют законодатели, — рассказал «Газете.Ru» Александр Домрин. — Трамп предлагал увеличить военные расходы во многом за счет сокращения финансирования Госдепа на 28%».
Однако эксперт считает, что президент действовал по принципу «проси больше, зная, что не дадут», чтобы найти какой-то компромиссный вариант, и в итоге добился своего. Тем не менее Домрин напоминает об особенности бюджетной верстки в США.
«В США, если ты условный Пентагон и получил $1 трлн, то ты обязан до конца финансового года (в США он отсчитывается от 1 октября) полностью потратить эту сумму. Неизрасходованные средства не будут включены в бюджет на следующий год. Это будет означать, что ты просил слишком много, и сенаторы больше не поддержат твое предложение, — отмечает эксперт. — Для сравнения, в России специфика системы сдержек и противовесов, конечно, не такая жесткая, как в США».
На прошлой неделе бюджетное управление конгресса заявило, что через десять лет бюджетный дефицит США составит $720 млрд вместо превращения в небольшой профицит.
«Почти всегда разница в оценке возникает из-за того, что администрация прогнозирует более высокие показатели доходов, а это, в свою очередь, происходит из прогнозов более быстрого экономического роста», — говорилось в докладе управления.
В конгрессе считают, что рост возможен только в пределах 1,9% ВВП годовых. По расчетам специалистов, в каждый отдельно взятый год дефицит будет превышать $585 млрд. Такого значения этот показатель достигал в 2016 году при президенте Бараке Обаме. Отмечается, что администрации Трампа удастся сократить расходы не на $5,6 трлн, как было обещано на предстоящее десятилетие, а только на $3,3 трлн.