Фонд предвыборной кампании Дональда Трампа значительно увеличил траты на услуги юристов. Согласно обнародованным в прошедшие выходные данным, за последние три месяца адвокатам заплатили более $650 тыс.
Трампу нужна дополнительная защита в суде и других органах власти, чтобы отбиваться от новых подозрений в «русском следе», который политические конкуренты Трампа увидели за его внезапной победой на выборах.
$50 тыс. из этих средств стали первым гонораром Алана Футерфаса, адвоката Дональда Трампа-младшего, сына президента США. Футерфас был нанят в конце июня. Уже спустя две недели у него появилась прекрасная возможность сполна отработать эти деньги.
Адвокат стал тем человеком, который отбивает все нападки СМИ на Трампа-младшего. В июле выяснилось: год назад тот встречался с российской поверенной Натальей Весельницкой. Тогда она через посредника пообещала штабу Трампа компромат на его главного предвыборного конкурента — Хиллари Клинтон. И хотя никакого компромата у нее в результате и не оказалось, от утекшего в прессу неделю назад факта этой встречи американские СМИ лихорадило всю прошедшую неделю.
В объективе американских журналистов Весельницкая превратилась чуть ли не в главного «московского связного» Дональда Трампа.
Между тем скандал вокруг встречи Весельницкой и Трампа-младшего, судя по открытым данным, связан с американской предвыборной кампанией лишь отчасти. В центре этой истории стоят попытки лоббистов отменить «закон Магнитского» и связанные с ним санкции от 2012 года, которые связаны с прошлой волной охлаждения российско-американских отношений.
Рассказывая американской прессе о встрече с Весельницкой, Дональд Трамп-младший отметил, что она прошла впустую, так как никакой информации о компромате на Хиллари Клинтон он не получил, хотя поверенный его отца утверждал, что она существует.
В интервью The Wall Street Journal она фактически признала, что прежде всего хотела привлечь внимание семьи Трампа и рассказать ей о том, что фонд Ульяма Браудера, главного лоббиста «акта Магнитского», незаконно финансировал кампании кандидата от демократов через компанию Ziff Brothers Investments.
Генпрокуратура РФ обвиняет эту компанию в уклонении от уплаты налогов в России на сумму в 1 млрд рублей.
Кто такая Весельницкая
Весельницкая не скрывала, что ее главной задачей была борьба против «акта Магнитского», закона, от которого пострадал ее клиент — предприниматель Денис Кацыв, владелец офшорной компании Prevezon Holdings. Он сын бывшего министра транспорта Московской области, а ныне вице-президента РЖД Петра Кацыва.
Сама Весельницкая ранее занималась адвокатской практикой в Московской области и в 2000-е годы работала в прокуратуре. Ее супруг Александр Митусов тогда же работал в должности заместителя прокурора. Позже он перешел в правительство области.
По информации системы СПАРК, в 2000-е годы Весельницкая также была совладельцем юридической фирмы «Камертон-Консалтинг».
В США Дениса Кацыва обвиняли в отмывании денег по иску американского инвестора Уильяма Браудера, главы компании Hermitage Capital и главного лоббиста американского «акта Магнитского» и санкций против ряда российских чиновников.
«Акт Магнитского» и соответствующие черные списки российских чиновников были одобрены в США пять лет назад. Это стало реакцией американских властей на громкую историю с гибелью Сергея Магнитского, адвоката Hermitage Capital, в московском СИЗО в 2009 году. Ранее против самого Магнитского в России также было возбуждено дело о махинациях с налогами.
Браудер утверждает, что в смерти его сотрудника Магнитского виновны российские чиновники, которых адвокат пытался уличить в финансовых преступлениях. Российское дело о смерти Магнитского, в свою очередь, было прекращено в 2013 году за отсутствием события преступления. С тех пор Hermitage Capital продвигала в западных странах идею о том, что смерть Магнитского забывать нельзя и российские власти должны понести за это ответственность.
Иск к компании Дениса Кацыва Prevezon Holdings был подан адвокатами Браудера на основании того же «акта Магнитского». Весельницкая представляла интересы ответчика. Дело удалось урегулировать в досудебном порядке: Кацыву пришлось выплатить властям $5,9 млн без признания вины. Он продолжает настаивать на своей невиновности и утверждает, что дело было сфабриковано Браудером.
Hermitage Capital, в свою очередь, утверждает, что Весельницкая — незарегистрированный российский лоббист, связанный с неправительственной организацией Human Rights Accountability Global Initiative Foundation (HRAGIF).
Цель HRAGIF — добиться, чтобы родители из США вновь получили право усыновлять российских детей. Эта практика была прекращена согласно «закону Димы Яковлева», который был принят в декабре 2012 года (сразу после «акта Магнитского») и формально стал ответом российских парламентариев на участившиеся случаи гибели российских детей, усыновленных американскими семьями.
По-английски Весельницкая не говорит — по крайней мере, во время официальных встреч. Во время визита в Россию делегации американских конгрессменов она общалась с ними через переводчика. Аналогичным образом она давала интервью телекомпании NBC и Wall Street Journal.
По ее собственным словам, Весельницкая — одна из тех, кто противостоит интересам Уильяма Браудера и пытается доказать, что «акт Магнитского» не имеет под собой основы и вредит американско-российским отношениям.
По данным The New York Times, Весельницкая для этой цели пользовалась услугами лоббистской фирмы Fusion GPS. Та не опровергает факт сотрудничества с Весельницкой, однако опровергает, что имеет какое-то отношение к ее встрече с Трампом-младшим.
Другие «русские лоббисты»
Весельницкая — не единственный юрист, который последние годы занимался противостоянием интересам Браудера и продвигал идею об отмене «акта Магнитского» в Вашингтоне.
В открытом письме, направленном в минюст США Hermitage Capital Management в июле прошлого года, отмечается, что лоббистской деятельностью в пользу HRAGIF, занимался в том числе уроженец России, ныне гражданин США и профессиональный переводчик Анатолий Самочорнов.
По этим данным, ни Весельницкая, ни Самочорнов не регистрировались в США в качестве лоббистов, хотя занимаются именно этой деятельностью, строго регламентированной американскими законами.
У Самочорнова большой послужной список. Он работал в Госдепартаменте США, переводил во время крупных инвестиционных конференций на мероприятиях «Газпрома» и «ЛУКойла» в США, а также во время визита в Америку главы Минфина Казахстана. В 2010 году он в качестве сотрудника программы Госдепа приводил в штаб-квартиру ФБР группу европейских студентов. Сейчас он уже не работает на госслужбе и, по открытым данным, занимается переводческой практикой в небольшом агентстве.
В апреле прошлого года Самочорнов вместе с Весельницкой должен был присутствовать в Европейском парламенте на показе фильма «Акт Магнитского. За кулисами» режиссера-документалиста Андрея Некрасова.
Как утверждает режиссер, Уильям Браудер и Hermitage Capital по собственной инициативе попросили создать документальную ленту о якобы замученном юристе. Однако режиссер, по его словам, «разобравшись в вопросе», показал отличную от версии Браудера историю Магнитского. Премьеры фильма в стенах Европарламента так и не состоялось по инициативе Браудера, однако его показали по российскому телевидению.
«История Магнитского-разоблачителя и мученика — продукт коллектива, лицом и руководителем которого является Уильям Браудер», — заявлял Некрасов в интервью «Газете.Ru».
На премьере фильма был и Ринат Ахметшин, казахстанский адвокат, которого Hermitage Capital также называет лоббистом российских интересов вместе с его партнером по адвокатской практике Робертом Аракеляном.
Ахметшин хорошо известен в лоббистских кругах Вашингтона. В 1990-е годы он помогал экс-премьеру Казахстана Акежану Кажегельдину, сейчас проживающему в США. Кажегельдин возглавлял правительство Казахстана с 1994 по 1997 год, но затем встал в оппозицию президенту страны Нурсултану Назарбаеву.
В 2011 году, как писала The New York Times, к помощи Ахметшина прибегал и живущий в США бывший министр финансов России Андрей Вавилов. Он хотел, чтобы Ахметшин помог торпедировать прошение о политическом убежище в США, поданное бывшим депутатом от ЛДПР банкиром Ашотом Егиазаряном. Банкир утверждал, что в России его преследуют по политическим мотивам, однако российские власти объявили его в розыск по обвинению в мошенничестве.
Ахметшин не ответил на посланное по электронной почте письмо с просьбой прокомментировать ситуацию вокруг встречи Весельницкой с Трампом-младшим. Глава фонда Hermitage Уильям Браудер также не ответил на запрос «Газеты.Ru».
В числе лоббистов, которые сотрудничали с HRAGIF, Hermitage Capital называет и американские компании. Среди них — Cozen O'Connor Public Strategies, которую возглавляет Марк Алдельман. В его послужном списке работа в аппарате Демократической партии США, а также в переходной администрации президента США Барака Обамы. По этим данным, непосредственным лоббизмом в пользу России занимался исполнительный партнер Cozen O'Connor Говард Швайтцер.
Кроме того, «российскими агентами» Hermitage называет бывшего конгрессмена Рона Деллумса, Марка Цимрота, адвоката фирмы Baker Hostetler.
Русские в конгрессе
Конгресс США подключился к противостоянию вокруг «акта Магнитского» с прошлого года. Письмо Hermitage Capital опубликовал сенатор-демократ Чак Грассли, который в то время возглавлял комитет сената по юридическим вопросам. Он также обратился с письмом и в министерство национальной безопасности, где попросил его сотрудников поднять данные на Ахметшина, который, по его словам, «имеет связи с российской разведкой». В письме Hermitage также приведены ссылки на газетные статьи, где говорилось о том, что Ахметшин якобы признавался, что в советские времена работал в КГБ.
Ахметшин заявил агентству AP, что он сопровождал Весельницкую на встречу с Трампом, однако добавил, что переговоры были «бессодержательными». Поэтому, по его словам, Трамп-младший потерял интерес ко встрече после того, как россиянка рассказала ему, что у нее нет компрометирующей информации на Клинтон.
Он также опроверг информацию, что имел какое-то отношение к спецслужбам, и сказал, что лишь проходил в советские времена службу в Советской армии.
Браудер в ближайшую среду выступит в сенате США, где расскажет о своих претензиях в адрес Весельницкой и всех «пророссийских лоббистов». По его мнению, лоббисты против «акта Магнитского» действуют с нарушением закона.
Если конгресс будет последовательным, ему придется приглашать на разговор и Весельницкую — чтобы услышать ее объяснение ситуации. Если это произойдет, «российские иноагенты», как называет их Браудер, впервые получат трибуну в Вашингтоне.
Иван Тимофеев, программный директор Российского совета по международным делам, считает, что нынешний виток скандала вокруг «русских связей» Трампа достиг уровня абсурда.
«Внутриполитические разборки в США заставляют конкурентов Трампа искать все новые поводы для выпадов в его адрес, — считает собеседник «Газеты.Ru». — Необходимость постоянно развивать скандал с «русскими связями» заставляет эти политические силы ворошить все новые и новые конфликтные слои. Борьба вокруг «акта Магнитского» — это уже очень старый слой, эта история уже давно отгремела. Тем не менее и ее вынесло на поверхность».
По словам Тимофеева, лоббизм в США — абсолютно нормальное явление. «Законодательство о лоббизме в США проработано лучше всех в мире. Однако даже рассуждать сегодня об отмене «акта Магнитского» бессмысленно. Для этого нужно фундаментально пересмотреть российско-американские отношения», — добавил он.
В США работают сотни лоббистских фирм, которые могут выполнять в том числе российские контракты, напомнил эксперт. «Однако все это вовсе не означает, что лоббистская работа будет приносить результаты. Тем более в условиях скандала вокруг Трампа», — считает Тимофеев.