В Госдуме готовят очередную попытку улучшить имидж законодательной власти. Руководство нижней палаты задумало скорректировать подходы к освещению работы депутатов в СМИ. Осенью будут организованы специальные семинары для отвечающих за PR сотрудников аппарата, а также для самих журналистов. Рассказывать про особенности и теневые стороны своей работы будут сами депутаты и сотрудники думского аппарата.
Об этих планах «Газете.Ru» рассказали два источника в нижней палате парламента. По их словам, такие семинары, скорее всего, будут проводиться регулярно: раз в квартал или по мере необходимости. Как подчеркнули собеседники «Газеты.Ru», семинары рассчитаны, прежде всего, на пресс-службы думских фракций и комитетов, а также помощников депутатов, отвечающих за взаимодействие со СМИ.
Кроме того, есть расчет, что семинары заинтересуют и представителей аккредитованного при Госдуме пула журналистов.
Источник, близкий к руководству Госдумы, рассказал, что на первом семинаре осенью, вероятнее всего, выступят главы комитета по законодательству Павел Крашенинников, председатель комитета по регламенту Ольга Савастьянова и глава комитета по бюджету Андрей Макаров. Не исключено и приглашение сторонних экспертов.
На вопрос о том, почему именно сейчас появилась необходимость в подобных мероприятиях, собеседник «Газеты.Ru» в думском аппарате ответил, что в парламенте аккредитовано порядка тысячи журналистов, и их пул периодически обновляется. Помимо специалистов с многолетним стажем здесь присутствуют и новички. Кроме того, со многими новыми депутатами также пришли новые помощники, отвечающие за работу с прессой.
По словам источника, СМИ уделяют пристальное внимание работе Думы нынешнего созыва. Поэтому такие семинары призваны предотвратить «ошибки, ляпы и курьезы» в освещении деятельности Думы.
Источник приводит в пример интерес к соблюдению депутатами норм регламента. На прошлой неделе сразу в нескольких СМИ появились публикации о том, насколько в действительности новые нормы думского регламента повлияли на посещаемость зала пленарных заседаний.
Впрочем, такой интерес скорее подогревается самим думским руководством. Обычно парламентский пул может следить за ходом заседания только по телевизору, установленному в пресс-зале. В этот же раз представителей нескольких изданий допустили на гостевой балкон, откуда они собственными глазами увидели, что зал заседаний почти полон. Это, очевидно, воспринимается нижней палатой как важное завоевание.
Дополнительные меры для обеспечения дисциплины среди работников пресс-служб Госдума пока вводить не планирует. По словам источника в думском аппарате, семинары не будут иметь обязательный характер. Впрочем, собеседник «Газеты.Ru» надеется, что как сотрудники пресс-служб, так и журналисты не упустят случая «глубже и профессиональней» разобраться в темах, о которых пишут.
Политолог Константин Калачев в связи с информацией о предстоящих семинарах отмечает, что
«раньше не было такой озабоченности авторитетом главного представительного и законодательного органа».
Сможет ли новый способ разъяснения текущей работы стимулировать законотворческую деятельность, пока непонятно.
Руководитель Центра экономических и политических реформ Николай Миронов полагает, что освещение в СМИ необходимо спикеру Госдумы Вячеславу Володину, как и любому политику. «Это желание остаться на плаву», — считает эксперт. Удобное освещение деятельности Думы в информационном поле дает ему возможности передавать определенные послания и президенту страны Владимиру Путину. Кроме того, при помощи тех же парламентских слушаний спикер пытается аккуратно заходить в политический процесс.
Впрочем, как полагает Миронов, реально поменять положение дел с освещением деятельности парламента тяжело, так как всех остальных политических игроков текущая ситуация устраивает. По мнению эксперта, процесс умирания парламента и превращения его в инструмент для проведения в жизнь чужих решений пришелся на 2003–2007 годы.
По мнению политолога Вячеслава Смирнова, образ депутатов как «бездельников при больших зарплатах» сформирован не без участия журналистов, а теперь Дума пытается решить эту проблему. Политолог также полагает, что читатели хотят скандалов и конфликтов, а не описания тяжелой и рутинной работы депутатов.
И Миронов, и Смирнов имеют в виду текущий образ ГД, сложившийся в предыдущие годы. В глазах граждан главный законодательный орган стал ассоциироваться с отсутствием собственной повестки. Госдума даже успела получить прозвище «бешеный принтер».
Думу обвиняют в том, что она обрабатывает инициативы, внесенные правительством или другими госорганами. При том, что депутаты скорее сами должны быть основными субъектами законотворчества. Часто проекты могут официально принадлежать депутатам, однако по факту быть написанными не ими.
В плане законотворческой деятельности депутаты периодически требуют от правительства дополнительных правок своих инициатив и предлагают свои поправки. Также получает распространение практика парламентских слушаний по резонансным инициативам.
Пока в попытках улучшения образа в глазах населения думское руководство сосредотачивается во многом на имиджевых мерах. В этой связи решение о проведении PR-инструктажей в здании на Охотном Ряду кажется абсолютно логичным.