В раскладах Донбасса появился новый игрок. Совершить прорыв в урегулировании конфликта между самопровозглашенными ДНР и ЛНР с одной стороны и официальным Киевом с другой теперь планирует Эммануэль Макрон, в этом году избранный президентом Франции.
«У нас оптимизм по поводу его настроя. Он хочет принять активное участие в этом процессе и прислушивается к нашему мнению», — рассказал «Газете.Ru» источник в администрации президента Украины Петра Порошенко.
Киев рассчитывает на поддержку Макрона в пересмотре минских соглашений — хотя сам Макрон до сих пор не говорил о необходимости изменения минского процесса, он не раз выражал стремление активнее включаться в переговоры.
Новый план
О том, что минские соглашения по урегулированию донбасского конфликта не устраивают Украину, известно давно. Например, киевские власти в принципе не могут объявить амнистию воевавшим на востоке бойцам ДНР и ЛНР, а также провести выборы и фактически легитимизировать глав «бандитских формирований», как называет донбасских ополченцев Киев. Это может привести к масштабным акциям протеста внутри страны, во главе которых встанут националистические силы. Поэтому главная задача администрации президента Порошенко — максимально затягивать переговорный процесс.
Украинские дипломаты уже несколько лет работают над тем, чтобы изменить условия минских соглашений, под которыми сами же подписались в 2015 году. Главным требованием украинской стороны стал примат блока «обеспечения безопасности» над всеми остальными. То есть сначала контроль над границей, «вывод иностранных войск» и обеспечение безопасности проведения выборов на территории ЛНР и ДНР с участием всех легальных украинских партий под руководством украинского ЦИК и в присутствии украинских СМИ.
При этом одновременно идет дискуссия по поводу пошаговой тактики реинтеграции при возвращении в Донбасс. Например, «Газете.Ru» известно как минимум об одном совещании ректоров донбасских вузов в изгнании, на котором обсуждались ограничительные меры по отношению к преподавателям и профессорам, оставшимся работать в Донецке и Луганске. В результате совещания было принято предложение «лишать всех на три года права занимать административные должности».
Параллельно Украина намерена объявить амнистию — но только для гражданских чиновников ЛНР и ДНР. А вот к «воевавшим» предполагается особый подход.
Все эти разработки основываются на возвращении киевской власти в Донбасс с позиции силы. Это абсолютно неприемлемо для самопровозглашенных народных республик и России. Они не только настаивают на неукоснительном выполнении минских соглашений, которые были заключены в соответствии с международным правом, но и требуют начать их выполнение с реализации «политического блока» соглашений: амнистии и выборов, проходящих под наблюдением ОБСЕ по мажоритарной системе при отведенном в специальные места хранения тяжелом вооружении.
Об участии в выборах националистических украинских партий типа «Свободы» или «Правого сектора» (запрещен в России), украинских СМИ и украинского ЦИК в Донецке и Луганске слышать не хотят.
Стороны уже почти год не могут согласовать обмен пленными или, например, добиться выполнения решения от сентября 2016 года о разведении всего на 1 тыс. м вооруженных подразделений сторон под станицей Луганской.
Украинские чиновники старательно пытаются нащупать поддержку со стороны США. «Вопрос о неэффективности минских соглашений поднимался Петром Порошенко на встрече с первыми лицами США. Мы не надеялись на прорыв, но результаты оказались лучше ожидаемых», — убеждает источник в администрации президента. Примером собеседник «Газеты.Ru» называет назначение Курта Волкера главным специалистом по решению конфликта на востоке страны. Считающийся «ястребом» по стандартам американской политики дипломат будет вести переговоры параллельно нормандскому формату (Россия, Украина, Германия и Франция).
Одним из мотивов для Дональда Трампа больше внимания уделить Украине стала договоренность с Петром Порошенко о том, что страна закупит американский уголь.
«Курт Волкер — это действительно знаковое назначение, причем и для Украины, и для США. Не секрет, что роль Госдепартамента в администрации Трампа минимизирована, особенно в сравнении с временами Джона Керри. Тиллерсон находится в состоянии аппаратной борьбы, причем основные рычаги в части внешней политики перешли к Совету национальной безопасности, где заправляют Макмастер и Пейн, — считает украинский пропрезидентский политолог Тарас Березовец. — Курт Волкер — это также свидетельство примирения с крылом ястребов в Республиканской партии. Волкер не просто человек Джона Маккейна, работавший на посту исполнительного директора института Маккейна. Это самостоятельная фигура с опытом работы в НАТО. Потому у Волкера будет прямой контакт и с Трампом, и с конгрессом. В целом это жесткий переговорщик с доскональным знанием и Украины, и России. Киеву повезет, если удастся завоевать его доверие».
Впрочем, существует и альтернативный взгляд на Волкера. Он заключается в том, что Волкер все же кадровый дипломат и будет выполнять указания Вашингтона, а не действовать как независимая фигура, а значит, любые его личные пристрастия особенного значения не имеют. Также отмечается, что у него были определенные деловые связи с Риком Дэвисом, партнером Пола Манафорта, долгое время работавшего на Виктора Януковича.
В том числе и поэтому источник «Газеты.Ru», близкий к администрации президента Украины, также обозначил царящий там здоровый скепсис по поводу назначения Волкера. «Быстрого решения проблемы Донбасса не будет, волшебной палочки ни у кого нет. Тем более ее нет у Волкера, — пояснил источник. — У американцев сейчас просто нет среднего звена в администрации: тех, кто бы разработал какие-то прорывные механизмы».
Донбасс не нужен
Киев не рассчитывает вернуть Донбасс в ближайшее время — это признают в украинской АП. «Наша основная задача — показать, что минские соглашения буксуют именно по вине России. И добиться если не усиления, то хотя бы продления санкций. Это непросто, поскольку единения в странах ЕС по этому вопросу нет», — не скрывает собеседник «Газеты.Ru». Очевидно, эта пиар-кампания будет сочетаться с дальнейшими попытками Киева тормозить минский процесс со своей стороны.
Пока мировые эксперты работают над урегулированием конфликта, украинский парламент готовится осенью рассмотреть законопроект «О реинтеграции оккупированных районов Донбасса». О его разработке в структурах СНБО (Совет по национальной безопасности и обороне Украины) ничего не было известно еще в начале июня. Название проекта «засветил» Петр Порошенко во время посещения прифронтового Покровска 14 июня. До сих пор ни в СМИ, ни в экспертных кругах не просочился текст готовящегося документа. Наблюдатели связывают это в том числе и с продолжающейся торговлей с западными донорами и членами правящей коалиции вокруг отдельных формулировок закона.
Утечки о содержании документа были самые противоречивые. Все сходятся на том, что руководство военной операцией передадут генштабу министерства обороны. Там будет сформирован специальный оперативный штаб, и таким образом на Украине формально прекратят режим АТО — «антитеррористической операции» на Донбассе, — которую сейчас формально координирует СБУ (Служба безопасности Украины). Также в законопроекте будут прописаны новые нормы об использовании армии внутри страны. На четвертом году конфликта украинская власть осознала опасность привлечения к ответственности кадровых военнослужащих ВСУ в международных судах за нарушения действующего «мирного» национального законодательства.
Одной из первых ласточек стал арест на прошлой неделе в итальянском городе Павия Виталия Маркива, действующего заместителя командира взвода батальона имени Кульчицкого Национальной гвардии Украины.
Итальянская прокуратура обвиняет Маркива в причастности к гибели под Славянском 25 мая 2014 года итальянского фотографа Андреа Рокелли. Итальянец погиб от минометного обстрела, находясь возле блокпоста ДНР.
Батальон Маркива тогда стоял на горе Карачун над Славянском, а в Италию сержант в отпуск к маме под юрисдикцию местной прокуратуры приехал сам.
Одной из самых обсуждаемых норм будущего закона также является возможность объявлять военное положение на части территории страны, что до сих пор украинское законодательство не предусматривало. Никто не понимает, какие последствия повлечет введение военного положения на украинской части Донбасса. В частности, это может предполагать запрет на проведение выборов на этих территориях во время действия режима и «отключение» таким образом львиной части электората «Оппозиционного блока» (эта умеренная партия образовалась на обломках Партии регионов Януковича) от грядущих парламентских выборов.
Существует предложение главы Донецкой военно-гражданской администрации Павла Жебривського об объединении контролируемых Украиной районов Донецкой и Луганской областей под властью одной военно-гражданской администрации и введении такой администрации во всех крупных городах и районах областей.
Это, в свою очередь, предполагает отмену местных выборов и отстранение от власти нынешних городских глав. Большинство из них, равно как и большинство депутатов в местных советах, представляют «Оппозиционный блок» или близки к бывшим структурам Партии регионов.
Существуют прямо противоположные утечки о сути закона и в вопросе о признании территорий самопровозглашенных республик оккупированными. Согласно ранней утечке из АП Украины, Донбасс признают «оккупированным», не называя страну-«оккупанта». Позднее секретарь СНБО Александр Турчинов публично заявил, что в законе будет норма об «оккупации Донбасса Россией». Пока слова Турчинова скорее демонстрируют позицию «ястребов» из фракции «Народного фронта» Верховной рады, чем официальные намерения.
10 июля замминистра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины Георгий Тука заявил, что у властей страны нет юридических доказательств присутствия ВС России в Донбассе. «Мы не можем пока, несмотря на все старания, юридически доказать присутствие в Донбассе регулярной российской армии», — рассказал чиновник в интервью изданию «Апостроф».
Новый закон о реинтеграции Донбасса усилит полномочия президента Украины. «У нас парламентско-президентская страна. На каком основании парламент передает президенту право назначать военное положение, объявлять военное положение, использовать вооруженные силы Украины?» — заявил в эфире телеканала «112 Украина» народный депутат от «Оппозиционного блока» Вадим Новинский.
Согласно нормам конституции, сообщил он, все эти процедуры проводятся исключительно по представлению президента в Верховную раду и голосованием в парламенте по каждому отдельному случаю. Пока неизвестно, поддержит ли парламент важный для Порошенко документ.
Минский процесс очень по-разному понимается всеми сторонами. Но это пока единственная площадка, которая хоть как-то работает. Например, объявлено «хлебное перемирие», которое хоть и прерывается регулярными обстрелами Марьинки и Донецка, но пока не дает артиллерии поджечь поля пшеницы в Волновахском, Тельмановском и Новоазовском районах Донецкой области.
Минск не дает состояться полномасштабной войне, но буксующие переговоры и украинские политические процессы не могут гарантировать полного мира в сколь-нибудь близкой перспективе.