Министр иностранных дел Катара Аль Тани в своем заявлении 24 июня 2017 года назвал требования, представленные через Кувейт четырьмя арабскими странами, необходимые для снятия блокады, «нереалистичными», сообщает телеканал Al Arabiya.
Информационное агентство Катара также подтвердило, что «государство Катар объявило о получении 22 июня этого документа, в котором содержатся требования от стран, заблокировавших отношения с Катаром».
«Государство Катар в настоящее время изучает этот документ, содержащиеся в нем требования и принципы, на которых они основываются, для подготовки соответствующего ответа», — указывает агентство.
Сообщается, что Кувейт передал список требований к Катару от соседних стран — Саудовской Аравии, Бахрейна, ОАЭ и Египта, которые в начале этого месяца прекратили дипломатические и экономические связи с Дохой.
Список требований, согласно сообщению Associated Press, включает закрытие телеканала Al Jazeera, прекращение дипломатических отношений с Ираном, немедленную приостановку создания турецкой военной базы в Катаре и прекращение любого военного сотрудничества с членом НАТО. У Дохи есть 10 дней на ответ по данным требованиям.
Накануне министр иностранных дел ОАЭ Анвар Гаргаш сообщал, что список требований также включает прекращение поддержки Дохой террористов. Гаргаш рассказал изданию Al-Hayat, что, если Катар стремится восстановить отношения, он должен соблюдать решения Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива и прекратить финансирование экстремизма и террористических движений в Сирии и Ливии.
«Если Катар ищет разрыва отношений, он это получит. Даже если аэропорты Катара и сама страна останутся открытыми для всего мира, Катар будет покинут своим ближайшим окружением», — сказал министр.
Бахрейн, Саудовская Аравия, Египет и ОАЭ объявили о разрыве дипломатических отношений с Катаром из-за подозрений в поддержке терроризма и террористических группировок. За ними последовали Йемен, Ливия, Мальдивы, Маврикий и Мавритания. Иордания и Джибути снизили уровень своих диппредставительств в Катаре. В свою очередь, Сенегал, Нигер и Чад объявили об отзыве послов.
Однако главным поводом для разрыва отношений стало заявление, которое было опубликовано на сайте катарского национального агентства в конце мая. В нем эмир Катара Томимо бен Хамад аль-Тани призвал выстраивать отношения с Ираном.
Также в нем содержались слова поддержки в адрес движений ХАМАС и «Братья-мусульмане» (запрещено в России). Последнее исламистское движение является враждебным для Саудовской Аравии.
Власти Катара заявили, что сайт агентства был взломан и публикация была провокацией, однако Эр-Рияд такое оправдание не удовлетворило. Кроме того, Катар поддерживает отношения с Тегераном, с которым враждует Саудовская Аравия.
Шиитский Иран — главный соперник Саудовской Аравии на Ближнем Востоке — является также врагом и для США. Многие высокопоставленные члены американской администрации неоднократно заявляли об опасности, которая, с их точки зрения, исходит от Ирана.
Сразу после того, как произошел конфликт, госсекретарь США Рекс Тиллерсон заявил, что Вашингтон выступает за дипломатическое разрешение конфликта. Тиллерсон, который лично знаком со многими лидерами Ближнего Востока по работе в EхxonMobil, был назначен Трампом посредником в переговорном процессе между Катаром и арабскими странами.
Некоторые эксперты считают, что США искусственно создали кризис, чтобы усилить иранскую угрозу. В то же время, несмотря на участие в процессе примирения, президент США Дональд Трамп по-прежнему считает Катар виновным в финансировании терроризма.
«Я решил вместе с госсекретарем США Рексом Тиллерсоном, нашими выдающимися генералами и военными чиновниками, что пришло время призвать Катар остановить финансирование. Они должны остановить это финансирование экстремистской идеологии», — заявил Трамп.
Катар действительно помогает радикальным исламистским группировкам, в том числе запрещенной в России организации «Джебхат ан-Нусра» (организация запрещена в России), которая ведет борьбу на территории Сирии. Однако эксперты отмечают, что в этом смысле Катар не одинок.
Вместе с ним подобную же помощь оказывала и Саудовская Аравия. Напомним, что эта страна стала первым государством, которое посетил Трамп в ходе своего зарубежного турне. Тогда им была заключена долговременная сделка на продажу американского оружия Эр-Рияду на общую сумму более $100 млрд.