В ночь на вторник по московскому времени на телеканале Showtime состоялась премьера первой части интервью Владимира Путина с Оливером Стоуном. «Газета.Ru» сделала подборку ответов российского лидера на ключевые вопросы, заданные кинорежиссером.
Об отношениях с США
«В ходе предвыборных кампаний, к сожалению, в Штатах взяли такую моду спекулировать и злоупотреблять, я бы сказал, российской темой. Потом нам говорят: «Вы особо на это внимания не обращайте! Вы должны понять, что это просто предвыборная риторика, мы потом с вами договоримся». Но приносить в жертву межгосударственные отношения в ходе текущих политических процессов — это большая ошибка, мне кажется», — отметил Путин.
«Мы в прошлом году в долларовом эквиваленте на оборонные нужды направили 40 миллиардов долларов. А США — 460 миллиардов с лишним. Больше чем в 10 раз. А в 2016 году по проектировкам — это больше 600 миллиардов долларов. Это, конечно, запредельные величины. Это больше, чем тратят все страны мира, вместе взятые, на эти цели», — рассказал президент России.
«Думаю, что когда США почувствовали себя во главе так называемого цивилизованного мира, а уж совсем когда распался СССР, то возникла иллюзия, что теперь США могут все и за это им ничего не будет. А это всегда ловушка. Потому что в этой ситуации и человек, и страна начинают допускать ошибки. Нет необходимости анализировать ситуацию, нет необходимости думать о последствиях. Страна начинает функционировать неэффективно. Одна ошибка наслаивается на другую. Вот в такую ловушку, мне кажется, США попали сегодня», — пояснил Путин.
По его словам, США поддерживали террористов в Чечне и политически, и финансово.
«Если говорить о политической поддержке, это не нуждается в доказательствах. Это же публично делалось, открыто. А что касается оперативной поддержки, финансовой — у нас есть такие доказательства, и, более того, некоторые из них мы даже представили нашим американским коллегам», — заявил Путин.
«Мы позднее получили по партнерским каналам действительно письмо из Центрального разведуправления США, в котором было указано, что наши коллеги считают себя вправе поддерживать отношения со всеми представителями оппозиции и будут это делать дальше. Ясно было, что речь идет не просто об оппозиционных силах, а речь идет о террористических структурах и организациях. Но тем не менее их представляли в виде какой-то обычной оппозиции», — подчеркнул президент РФ.
О Горбачеве
«Я его (Горбачева) приглашал в Кремль. Он был у меня в Кремле, в рабочем кабинете… ну да, несколько лет назад», — рассказал Путин, пояснив, что экс-президент СССР поддерживает его «и по НАТО, и в вопросе Крыма, насколько я знаю». «Он человек с собственным мнением. В чем-то я с ним согласен, в чем-то нет. И он так же — в чем-то со мной согласен, в чем-то нет», — пояснил Путин.
«Его заслуга в том, что он (Горбачев. — «Газета.Ru») почувствовал необходимость перемен, это правда, и попытался менять саму систему, а проблема заключалась в том, что она сама по себе была негодная», — отметил президент России.
Путин назвал ошибкой Горбачева отсутствие на бумаге гарантий нерасширения НАТО на Восток при заключении соответствующих договоренностей со странами Запада.
«Это не было зафиксировано на бумаге. Это ошибка, но уже со стороны Горбачева. В политике нужно вещи фиксировать. Даже фиксированные вещи часто нарушают. Он просто поговорил и решил, что все на этом закончено. Это не так», — пояснил президент России.
«Я часто слышал критику в свой адрес по поводу того, что я сожалею по поводу развала Советского Союза. <...> Самое главное заключается в том, что после развала Советского Союза 25 миллионов русских людей в одну ночь оказались за границей, и это реально одна из крупнейших катастроф XX века», — отметил глава российского государства.
О Ельцине
«Я не знаю, почему Ельцин остановил свой выбор на мне», — сказал Путин, подчеркнув, что не был до конца уверен, что станет главой государства. «Просто я для себя тогда решил, что, если судьба вот так распорядилась, надо тогда уже до конца идти. И я тогда еще не знал на сто процентов, что я буду президентом. Никаких гарантий по этому поводу никто не давал», — пояснил он.
«Я не считаю себя вправе давать какие-то серьезные оценки ни деятельности Горбачева, ни личности Ельцина — у него, как и у каждого из нас, были свои проблемы, но были и свои сильные стороны. Одна из этих сильных сторон заключалась в том, что он никогда не уклонялся от личной ответственности. Он был в состоянии эту личную ответственность брать на себя. Но а то, что вы сказали (проблемы с алкоголем. — «Газета.Ru»), — да, чего греха таить, это тоже было», — отметил Путин.
«Я не останавливал приватизацию. Я просто попытался придать ей более справедливый характер.
Я сделал все, чтобы государственное имущество не уходило за бесценок. Мы прекратили действия схем, при которых была создана олигархия и при которых люди в одночасье становились миллиардерами, к утрате государственного контроля над некоторыми стратегическим отраслями или к их развалу. Поэтому моя задача заключалась не в том, чтобы остановить приватизацию, а чтобы придать ей более системный и справедливый характер», — пояснил президент России.
О Медведеве
«Я работал много и в целом весьма успешно, но президентом России (в 2008–2012 годах) был другой человек. И я знаю, как у нас в стране, как за рубежом это время оценивали. Должен вам сказать, что президент Медведев полностью и самостоятельно исполнял все свои обязанности. Президентом в стране может быть только один человек. Тот, кто избран народом», — подчеркнул Путин.
О семье
Путин рассказал Оливеру Стоуну, что очень любит своих внуков, но из-за занятости ему удается редко с ними играть.
Также президент России отметил, что гордится своими дочерьми, и признался, что иногда дискутирует со своими зятьями, при этом мнения бывают разными. «Бывают и отличные (мнения). Мы не спорим, мы скорее дискутируем. И они (дочери) тоже. Но они не занимаются политикой, никаким крупным бизнесом. Они занимаются наукой, образованием», — сказал Путин.
В России четырехсерийный фильм «Интервью с Путиным» 19–22 июня покажет Первый канал.