Депутаты Верховной рады Украины проголосовали за внесение изменений в законы «Об основах внутренней и внешней политики» и «Об основах национальной безопасности Украины».
Таким образом парламентарии законодательно закрепили приоритет вступления в НАТО во внешней политике страны.
За внесение соответствующих поправок проголосовали 276 депутатов при 226 необходимых.
Заявления о необходимости сближения с НАТО украинские политики делают с достаточной регулярностью. В частности, 22 марта депутаты приняли постановление об обращении к американскому конгрессу, в котором просили США предоставить Украине статус основного партнера вне НАТО.
Президент Украины Петр Порошенко также неоднократно говорил о стремлении его страны в НАТО из-за якобы российской агрессии, с которой сталкивается Украина в Донбассе. Вместе с тем Россия подобные обвинения отвергает, не считая себя участником военного конфликта на юго-востоке Украины.
Тем не менее в конце мая Порошенко в своей статье для журнала Politico призвал страны Запада проявить единство в вопросе противостояния России. «Щупальца Кремля достигают горла ключевых центров Европы и ее заокеанских союзников. Западный мир должен предпринимать совместные действия и стоять вместе, чтобы защитить свои ценности и уважение к международному праву», — писал украинский президент.
Заявление о лояльности
Однако говорить о том, что стремление Украины в НАТО проявилось лишь после обострения отношений Киева и Москвы, было бы неверно. Впервые курс на вступление в Североатлантический альянс 23 мая 2002 года провозгласил на тот момент президент страны Леонид Кучма. А уже летом 2003 года эту цель зафиксировали и законодательно — соответствующие изменения были внесены в закон «Об основах национальной безопасности».
То есть соответствующее положение в украинском законодательстве присутствовало и ранее. Нынешние поправки, по сути, поднимают приоритетность этой задачи.
Доцент кафедры политической истории МГИМО Кирилл Коктыш считает, что реальных перспектив для вступления Украины в НАТО на сегодняшний день нет.
«Я не верю, что это вообще возможно, — говорит эксперт. — НАТО не нужна головная боль в виде Украины и постоянной необходимости обеспечения ее безопасности».
По мнению Коктыша, принятие законопроекта носит исключительно пропагандистский характер и это понимают все, в том числе российское руководство.
«Когда нельзя что-то сделать, нужно хотя бы заявить об этом», — говорит эксперт.
По мнению собеседника «Газеты.Ru», нынешние действия украинских законодателей объясняются отсутствием финансов. «Украина пережила уже два сокращения финансирования со стороны Запада, более того — в дальнейшем выдача денег Украине планируется исключительно в формате кредитов. Документ в том числе принят для того, чтобы декларировать свою лояльность и твердость в следовании выбранному прозападному курсу в обмен на безвозмездное финансирование со стороны ЕС и США», — считает эксперт, добавляя, что «этот аргумент вряд ли удовлетворит западных партнеров».
Большинство влиятельных западных экспертов также выражают сомнение в перспективах Украины на членство в НАТО.
«Я не думаю, что это случится в обозримом будущем», — сказала американский политолог Анжела Стэнт на недавней встрече с российскими журналистами в Москве.
Ныне покойный политолог Збигнев Бжезинский также писал, что нейтральный статус Украины поможет ей сохранить отношения между Россией и Западом.
У НАТО есть повод не брать Украину
Вместе с тем следует отметить, что за последние несколько лет изменилось отношение к НАТО со стороны граждан Украины. В настоящий момент в случае проведения референдума по вопросу членства в Североатлантическом альянсе за соответствующую инициативу выступило бы 57% населения. Такие данные приводит Киевский международный институт социологии по итогам опроса, проведенного в феврале текущего года.
Такие цифры являются максимальными показателями за всю 15-летнюю историю отношений Украины и альянса.
Примечательно, что вступление в НАТО поддерживает даже больше украинцев, чем присоединение к Евросоюзу (47%).
«Интерес к НАТО [на Украине] менялся у населения в зависимости от повестки дня. Он достиг своего предыдущего пика в период «майдана» («оранжевая революция» 2004 года. — «Газета.Ru»), и до своего исторического минимума поддержка курса на вступление в НАТО упала, соответственно, на волне разочарования итогами «оранжевой революции» во времена президентства [Виктора] Януковича», — рассказывал «Газете.Ru» украинский политолог Константин Батозский.
При этом президент Порошенко ранее в интервью немецкому изданию Berliner Morgenpost заявлял, что намерен провести референдум о вступлении страны в НАТО.
«Если народ Украины проголосует за вступление в альянс, я сделаю все для того, чтобы Украина добилась членства в НАТО», — сказал Порошенко.
Однако даже проведение референдума не гарантирует Киеву вступление в альянс, поскольку в уставе НАТО зафиксировано, что «страны, которые пребывают в состоянии межэтнических или внешних территориальных споров, обязаны урегулировать эти споры мирным путем в соответствии с принципами ОБСЕ». Это положение является определяющим при принятии решения о начале процедуры вхождения страны в альянс, говорится в документе.
Очевидно, что военные действия в Донбассе, а также территориальные претензии Украины на Крым, вошедший в состав России весной 2014 года по итогам референдума, ставят под сомнение перспективу запуска программы по плану действий по подготовке к членству в НАТО (МАП).
«У Украины есть нерешенный территориальный вопрос, и для НАТО это прекрасная юридическая отмазка», — отметил в беседе с «Газетой.Ru» заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.
Эксперт также привел в пример Грузию, где в 2007 году провели аналогичный референдум. На нем 75% населения страны высказались за вступление в Североатлантический альянс. «И никакого влияния на решение НАТО этот референдум не оказал», — добавил собеседник «Газеты.Ru».