Черногорское издание «Вечерние новости» со ссылкой на источники сообщило о том, что российские власти запретили въезд на территорию страны премьер-министру Черногории Душко Марковичу и спикеру парламента Ивану Брайовичу.
«Список (черногорских политиков, которым якобы запрещено приезжать в Россию. — «Газета.Ru») содержит имена по крайней мере 70 человек», — приводит издание слова своего источника.
Сообщается, что въезд на территорию страны был запрещен членам правительства, которые одобрили протокол о присоединении страны к НАТО.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков отказался комментировать эту информацию. «Не комментирую этот вопрос», — сказал он, добавив, что Кремль не располагает данными об этой ситуации.
29 апреля в аэропорту Домодедово был задержан депутат правящей Демократической партии социалистов Миодраг Вукович, в связи с чем посол России в Черногории Сергей Грицай получил ноту протеста от министерства иностранных дел Черногории.
«В связи с задержанием депутата Миодрага Вуковича посол России Сергей Грицай вызван в МИД. Там ему вручена нота протеста. Также было указано на неприемлемое отношение соответствующих российских органов, незаконное задержание депутата, в ходе которого ему не были предоставлены элементарные условия, несмотря на его слабое здоровье», — говорится в тексте документа.
Дипломатические отношения между Россией и Черногорией сильно обострились после того, как в конце апреля парламент Черногории проголосовал за вступление в НАТО.
«За» проголосовали 46 депутатов из 81, при этом оппозиция не принимала участия в голосовании, а присоединилась к гражданам страны, которые устроили у здания парламента акцию протеста против вступления Черногории в Североатлантический альянс.
В российском МИДе принятое парламентом решение назвали демонстративным актом попрания всех демократических норм и принципов.
«В связи с парламентским решением 28 апреля о вступлении Черногории в НАТО с глубоким сожалением должны констатировать, что нынешнее руководство страны и его западные покровители все же не прислушались к голосу разума и совести», — говорится в официальном сообщении Министерства иностранных дел России по этому вопросу.
«Те, кто голосовал в Скупщине за вступление в НАТО под предлогом мнимой российской угрозы, берут на себя ответственность за последствия реализации планов внешних сил, стремящихся углубить существующие в Европе и на Балканах разделительные линии, вбить клин в основанные на глубоких исторических традициях дружественные отношения черногорцев с сербами и россиянами. Позорные эпизоды противоправных натовских бомбардировок Югославии, в ходе которых имелись жертвы и на черногорской земле, в том числе дети, лицемерно интерпретированы таким образом, что это, мол, вина Сербии, находившейся в конфликте с альянсом», — подчеркнули в ведомстве.
В министерстве считают, что с учетом потенциала Черногории Североатлантический альянс вряд ли получит существенную «добавленную стоимость» от вступления ее в НАТО.
На событие отреагировали и в Совете Федерации. Так, российский сенатор Алексей Пушков в своем твиттере написал, что вступление Черногории в НАТО грозит гражданам страны сокращением ВВП. «Вступление Черногории в НАТО нужно альянсу для укрепления евроатлантической Европы. Военное значение — ноль. Для народа — минус 2 процента ВВП», — написал Пушков.
Председатель комитета Совета Федерации России по обороне и безопасности Виктор Озеров выразил сожаление в связи с принятым черногорским парламентом решением и также отметил неблагоприятные последствия для черногорской экономики.
«Балканы всегда были пороховой бочкой для международной безопасности, поэтому появление государства, которое будет вынуждено 2% своего валового продукта тратить на оборону, не будет способствовать безопасности как на Балканах, так и в Европе в целом. Они искали зонтик в Совете Безопасности с помощью НАТО, но, мне кажется, получили хорошую удавку на шею своей экономики», — заявил Озеров. Также он выразил мнение, что по опыту других стран Восточной Европы можно сказать, что все экономически привлекательные места уже заняты, рынок наполнен, поэтому Черногорию ждут «осложнения экономических взаимоотношений, потеря рынка».
«А мы контрсанкции тоже будем вводить для Черногории, это скажется и на экономике страны», — добавил российский сенатор.
Негативная реакция РФ позволила черногорским политикам обвинить Россию во вмешательстве во внутренние дела страны.
«Россия открыто вмешивалась в наши внутриполитические вопросы, на что мы, конечно, смотрели без одобрения. Россия в последние два-три года проводит политику сфер интереса и выступает против расширения НАТО. Мы решили свои основные цели определять сами и были удивлены, насколько сильно Россия вмешалась, и, конечно, мы защищались», — заявил пару дней назад глава МИД Черногории Серджан Дарманович.
При этом он отметил, что членство Черногории в НАТО не направлено против какого-либо государства, в том числе России.