Решение верхней палаты парламента Нидерландов уже прокомментировал глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. Он выразил надежду, что процедура ратификации соглашения завершится к саммиту Украина – ЕС, который пройдет в июле. В ближайшие дни решение голландского сената должен одобрить король Виллем-Александр.
После этого соглашение финализирует Европейский совет, и документ об ассоциации с Украиной начнет полноценно действовать во всем ЕС.
«Голосование в голландском сенате сегодня шлет нашим украинским друзьям важный сигнал из Нидерландов и от всего Европейского союза: место Украины — в Европе, будущее Украины связано с Европой», — заявил Юнкер.
Решение голландского сената восторженно приветствовал президент Украины Петр Порошенко.
«Yes! Сенат Нидерландов поддержал ратификацию Соглашения об ассоциации Украина–ЕС», — написал Порошенко в Twitter.
Украинский лидер оставил еще одну запись через несколько минут: «Мы твердо настроены идти к нашей стратегической цели. Европа — это наш цивилизованный выбор». После этого появился еще один твит: «От имени всех украинцев я хочу поблагодарить Марка Рютте (премьер-министр Нидерландов. — «Газета.Ru»), правительство Нидерландов и сенат за их поддержку».
Соглашение об ассоциации Украины с ЕС фактически действует с 1 ноября 2014 года, но в ограниченном режиме. Дело в том, что из-за позиции Нидерландов ЕС не ратифицировал документ единогласно.
Голландские сенаторы принимают решение о ратификации договора об ассоциации с Украиной уже второй раз. Первое голосование прошло почти два года назад — 7 июля 2015 года. Тогда документ поддержали 55 сенаторов. Против соглашения выступили 20 человек — три фракции евроскептически настроенных движений. Это ультраправая Партия свободы, Социалистическая партия и Партия защиты животных.
Евроскептики воспользовались новым избирательным законодательством Нидерландов и добились назначения референдума о целесообразности ассоциации с Украиной. Противники ассоциации собрали около 450 тысяч подписей под петицией о проведении референдума. На прошедшем в апреле 2016 года голосовании при низкой явке в 32% более половины голландцев (62%) высказались против соглашения.
Ранее голландскую общественность шокировала катастрофа малайзийского Boeing 777, который потерпел крушение над Донбассом 17 июля 2014 года. Рейс следовал из Амстердама в Куала-Лумпур. В катастрофе погибли все 298 человек, находившихся на борту. 192 из них были гражданами Нидерландов.
Каждый пятый голландец – противник ассоциации Украины с ЕС (19%) мотивировал свою позицию катастрофой малайзийского авиалайнера MH17 в Донецкой области.
Расследование инцидента ведется до сих пор. Главная претензия голландских властей к Киеву в том, что тот не закрыл небо для гражданской авиации в зоне конфликта на востоке Украины.
Референдум носил рекомендательный характер, однако премьер-министр Нидерландов Марк Рютте решил прислушаться к результатам и заблокировал ратификацию украинского соглашения.
После длительных переговоров лидерам ЕС все-таки удалось согласовать документ, разъясняющий некоторые недопонимания, связанные с соглашением. В декабре прошлого года Нидерланды все-таки договорились с Брюсселем о принятии специального приложения.
Это отдельный документ, который заверяет: соглашение об ассоциации не дает Украине статуса кандидата в ЕС, а также не является обязательством для предоставления такого статуса в будущем.
«Вопрос об ассоциации и партнерстве регулирует создание зоны свободной торговли. Это огромный документ, свыше тысячи страниц. В рамках этого соглашения ЕС получил возможность беспошлинной поставки на Украину определенной группы товаров. А Украина, в свою очередь, также получила возможность поставлять по квотам свои товары», — рассказывает директор Центра европейской информации Николай Топорнин.
При этом, добавляет эксперт, Украина рассматривает это соглашение как «ступеньку» по пути к вступлению в ЕС. «Хотя как раз по просьбе голландской стороны это соглашение ни в коем случае не рассматривается как документ о вступлении Украины в ЕС и оставляет для украинцев закрытым европейский рынок труда», — говорит Топорнин.
Выгода для Украины от соглашения об ассоциации очевидна, однако остаются неясными преимущества, которые получает от этого соглашения сам ЕС, считает руководитель отдела европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрий Данилов. По мнению собеседника «Газеты.Ru», процесс ассоциации имеет в первую очередь политическую подоплеку.
«Первоначальная мотивация ЕС состояла в расширении собственной зоны стабильности и безопасности различными кругами интеграции. Сегодня соглашение об ассоциации читается иначе, — рассуждает эксперт. — Экономические дивиденды ЕС нужно посчитать, потому что, во-первых, экономика Украины находится в упадке и, во-вторых, внутренний рынок Украины с точки зрения капитализации не очень привлекателен для европейцев».
К тому же, добавляет Данилов, ЕС не хотелось бы превращать договор об ассоциации в долговременную программу экономической поддержки Украины.
Также эксперт обращает внимание на структурный сдвиг, который переживает европейская политика в отношении стран-претендентов. «ЕС в свое время, когда разворачивались события «арабской весны», внес значительные изменения в свою политику соседства, включающие и южное измерение, и восточное, — добавил собеседник «Газеты.Ru». — Раньше ЕС пользовался принципом обусловленности, формулой «большее за большее». То есть чем больше вы продвигаетесь в демократических реформах, тем больше вы получаете от ЕС».
Однако теперь, по словам эксперта, Нидерланды запустили дискуссию о том, может ли этот принцип работать в обратную сторону.
«ЕС принял решение, где открытым текстом впервые говорится о том, что в случае невыполнения Украиной тех или иных условий ЕС оставляет за собой право применения мер вплоть до выхода из соглашения с Украиной, — объясняет Данилов. — И референдум в Нидерландах в данном случае нельзя считать формальностью, которая наконец преодолена. Сформирована новая система отношений, и никакого автоматизма в этом смысле уже не будет. Будет взвешенный подход со стороны Европы».
В декабре прошлого года Европарламент согласовал правила экстренной приостановки безвизового режима для граждан Украины, учтя тем самым беспокойство в том числе голландской стороны.
Механизм может быть задействован в четырех случаях: рост числа отказов гражданам этих стран во въезде в Евросоюз; рост числа необоснованных заявок на статус беженца; отказ властей «третьих стран» сотрудничать в вопросах репатриации; риски для внутренней безопасности Евросоюза, связанные с гражданами этих стран.
«С 2014 года, когда были озвучены около 140 требований ЕС, Украина на протяжении полутора лет стремилась им соответствовать. И вот, еще в прошлом году Порошенко отрапортовал: «Мы все выполнили», — говорит Топорнин. — Однако тогда в Европе вступал в очередную фазу миграционный кризис, страны ЕС заволновались, и Брюссель притормозил процесс, заявив, что мы должны придумать механизм экстренного прекращения договора о безвизовом режиме – ведь в Украине живет 45 млн человек».
Теперь, когда этот механизм создан, Евросоюз считает себя защищенным от неожиданностей с украинской стороны. Таким образом, других формальных причин отказывать Украине в безвизовом режиме в ЕС больше не осталось, добавил эксперт.
В начале апреля Европарламент проголосовал за отмену виз для Украины. 11 мая Совет министров ЕС утвердил решение, ставшее окончательным в процессе отмены краткосрочных (до 90 дней в течение полугода) туристических виз для украинцев, имеющих биометрические паспорта.