Глава министерства национальной безопасности США Джон Келли заявил журналистам, что в установлении Джаредом Кушнером неофициальных контрактов с российской стороной в период предвыборной кампании нет ничего плохого. «По моему мнению, это нормально и является дозволенным», — сказал Келли в интервью программе ABC News's «This Week».
Речь идет о контактах советника Дональда Трампа и мужа его дочери Иванки с послом России в США Сергеем Кисляком во время предвыборной кампании минувшего года. Ранее издание The Washington Post писало со ссылкой на анонимные источники, что Кушнер обсуждал с послом России возможность установки канала для коммуникаций между Москвой и штабом Трампа. Впрочем, издание признает, что никакой коммуникации по этой линии так и не было налажено. Тем не менее Кисляк сообщил об этом в Кремль, и информация попала в руки американских спецслужб, которые прослушивают связь посольства России.
Телеканал Fox News со ссылкой на собственный источник, знакомый с ситуаций, позже подтвердил, что Кушнер встречался с Кисляком, однако опроверг тот факт, что инициатива о «секретном канале» исходила от зятя Трампа. «Русские, а не Кушнер предложили создать секретный канал», — процитировал собеседника телеканал.
Тем не менее, как отмечают американские СМИ, ситуация может стать проблемной для Кушнера, так как сейчас конгресс США проводит специальное расследование, посвященное возможным связям представителей команды Трампа с Россией.
По мнению бывшего помощника главы ЦРУ Марка Лоувенталя, создание канала, основой для которого должно стать российское оборудование, — «серьезное дело». «Это очень опасно», — подчеркнул бывший чиновник разведывательного ведомства.
Кушнер не афишировал свои встречи с Кисляком, и информация об этом появилась только тогда, когда он проходил проверку, чтобы занять должность в Белом доме. Зимой Кушнер занял в администрации пост советника президента США по вопросам внешней политики и в настоящее время активно занимается вопросами урегулирования конфликта между Палестиной и Израилем. Фактически он был организатором недавней ближневосточной поездки Трампа.
Советником президента Трампа также является его супруга и дочь президента Иванка Трамп, чьи российские связи также вызывают нервозность законодателей. Американские СМИ отмечают, что Иванка приятельствует с известным коллекционером искусства Дарьей Жуковой, женой миллиардера Романа Абрамовича, вхожего в высшие круги российской власти. Дочь Трампа постоянно сопровождает отца во всех поездках и де-факто стала выполнять представительские функции первой леди, тогда как супруга Меланья живет в Нью-Йорке, где занята младшим сыном.
Стоит отметить, что случай нахождения на службе в администрации лиц, связанных с президентом родственными узами, первый после правления президента Джона Кеннеди. Когда он был президентом США, его брат Роберт занимал пост министра юстиции, что создавало потенциальный конфликт интересов.
Чтобы предотвратить подобные прецеденты в будущем, в 1967 году, уже при администрации Линдона Джонсона, был принят закон, направленный против кумовства во власти. В то же время закон не оговаривает запрета на работу в Белом доме, так как президент обладает особыми правами при назначении на должности — в отличие от представителей других ветвей власти. Об этом ранее информировали в ответ на вопросы прессы юристы действующего президента.
После того как СМИ и политические круги в Вашингтоне усилили давление на Кушнера, президент США Дональд Трамп заявил о своем полном доверии старшему советнику и зятю. «Я полностью ему доверяю», — цитирует газета The New York Times слова президента.
Также, по мнению Трампа, Кушнер делает «отличную работу для страны»: его уважают все, кто работает над программами, которые, по убеждению президента, сэкономят для США миллиарды долларов. Известно, что Кушнер работал с Трампом давно и занимался, как и будущий президент, недвижимостью.
Однако, несмотря на столь высокопоставленного покровителя, Кушнер, по мнению американиста Арега Галстяна, становится «большой головной болью для Трампа». «Тот факт, что он зять, еще больше усугубляет ситуацию, и, если он, будучи одним из руководителей предвыборного штаба, участвовал в правонарушениях, он должен за это ответить», — сказал «Газете.Ru» эксперт.
По мнению Галстяна, ситуация с Кушнером будет еще тяжелее, чем с генералом Майклом Флинном, который был вынужден покинуть пост советника по нацбезопасности после аналогичной ситуации. Флинн, как и Кушнер, также имел контакты с послом Кисляком, еще работая на Трампа в неофициальном качестве, однако не сообщил о них. Даже если сами контакты не несли никакой угрозы, сам факт их сокрытия — это факт лжесвидетельства, за что чиновник и любое должностное лицо могут быть привлечены к ответственности.
В случае если скандал вокруг Кушнера усилится, Трампу придется «пожертвовать его головой», предрекает Галстян.
При этом эксперт называет влияние на тестя, которое приписывают Кушнеру, плодом «конспирологии», так как зятю доводилось даже входить в клинч с тестем в связи с некоторыми его указами. Так, например, он выступил против указа Трампа о приостановке эмиграции в США представителей семи мусульманских стран. Как рассказали The New York Times два источника в Белом доме, отношения зятя и тестя не столь гладкие. Иудей и еврей по крови Кушнер активно настроен против другого советника Трампа — националиста Стива Беннона, которого он хочет уволить с должности, а также против пресс-секретаря президента Шона Спайсера.
В ситуации с Кушнером Трампу придется как-то действовать, так как фигура зятя во властных структурах раздражает республиканцев в конгрессе, которые из-за расследований в отношении «российских связей» связаны по рукам и ногам.
«Имея Белый дом и [большинство в] конгрессе, они не могут провести ни один закон, и если они не смогут ничего сделать, то с какой повесткой они придут [на следующих выборах] к избирателям?» — задает риторический вопрос Галстян.
Учитывая скандал вокруг Кушнера, в окружении президента ему посоветовали «пока не высовываться», чтобы «пересидеть» ситуацию, сообщила телекомпания NBC со ссылкой на источники в Белом доме. При этом Кушнер уже выразил согласие рассказать как перед конгрессом, так и перед представителями разведывательного сообщества о своих иностранных контактах.