Высказывания Шуманова в адрес «представителя власти, который исполняет свои полномочия, абсолютно недопустимы и могут быть оценены как шантаж», заявил РИА «Новости» Владимир Васильев, вице-спикер Госдумы и член фракции «Единой России» 21 мая.
«А представителям иностранных организаций хорошо бы вначале изучить российское законодательство и с уважением к нему относиться, — добавил Васильев. — Такие заявления могут быть расценены как угрозы в адрес политика».
Таким образом он прокомментировал дискуссию, которая заочно завязалась между депутатом Натальей Поклонской, бывшим генпрокурором Республики Крым, и Ильей Шумановым, заместителем гендиректора российского отделения Transparency International (TI).
Накануне Поклонская, глава думской комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах и имуществе депутатов, сообщила о планах провести проверку TI, а также Фонда по борьбе с коррупцией (ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов)) оппозиционера Алексея Навального.
«Эти организации мне лично не мешают, они, скорее, судя по последним событиям, могут угрожать спокойствию и благополучию страны в целом. Нельзя будоражить общество, нельзя играть и использовать какую-то ситуацию — даже коррупционную — для своих нечистых целей», — заявила она в интервью RNS.
По мнению Поклонской, и российское отделение TI, и ФБК занимаются политическим пиаром под видом борьбы с коррупцией. Тем не менее депутат добавила, что готова рассматривать информацию от этих организаций, если она будет подана в официальном порядке на имя Поклонской.
Илья Шуманов из российского отделения TI в ответ на это написал в фейсбуке: «Хотел немного отдохнуть, а вместо этого придется пилить расследование по мадам экс-прокурору». Это и вызвало возмущение вице-спикера Госдумы.
По словам Васильева, слова Поклонской о деятельности ФБК и TI были корректными, а слова Шуманова о ней — нет.
Если у депутата Госдумы есть вопросы к какой-либо организации, он в полном праве санкционировать соответствующую проверку, считает вице-спикер Госдумы.
Шуманов распространил заявление Васильева на собственной странице в фейсбуке. На комментарий одного из пользователей, что статьи «шантаж» в УК РФ нет, а фигурирует только как отягчающее обстоятельство, Шуманов ответил: «Самое страшное, что этот человек уверен в обратном».
Учредитель российского отделения TI Елена Панфилова в комментарии радиостанции Business FM выразила сомнения в том, что проверку этой организации можно будет технически организовать. Во-первых, у Transparency International «нет должностных полномочий», по которым можно совершить коррупционное преступление согласно российскому законодательству. Во-вторых, TI ежеквартально отчитывается о своих финансах перед Минюстом РФ, и за этой стороной деятельности организации уже осуществляется пристальный контроль.
В 2015 году российское отделение TI попало в реестр «иностранных агентов».
Таганская межрайонная прокуратура пришла к выводу, что TI участвует «в формировании общественного мнения о проводимой государственной политике в сфере борьбы с коррупцией» и получает госфинансирование из-за рубежа.
TI не согласно с такой формулировкой и с решением суда. «То ли в Минюсте выполняют квартальный план по иностранным агентам, то ли вспомнили про представление прокуратуры, то ли мы нечаянно наступили на чей-то хвост, и поэтому нас невзлюбили», — заявила тогда изданию «Коммерсантъ» Панфилова.
Организация подчеркивала, что в своих исследованиях регулярно ссылается на антикоррупционное законодательство Российской Федерации и отталкивается от антикоррупционных инициатив отечественных властей. Попытки российского отделения TI оспорить решение суда успехом не увенчались.
Представители ФБК также отреагировали на слова депутата. «Поклонская, наверное, не в курсе, что ФБК регулярно проверяют и правоохранительные органы, и различные другие организации, — заявила Любовь Соболь, глава юридического отдела ФБК, в эфире радиостанции «Эхо Москвы». — У нас проводятся обыски, и всю нашу документацию неоднократно изымали. Мы предоставляем всю необходимую отчетность, которую требует Минюст. Наша деятельность настолько прозрачна, насколько вообще может быть прозрачна деятельность какой-либо организации в России».