Два китайских истребителя Су-30 перехватили американский самолет WC-135 Constant Phoenix в небе над Восточно-Китайским морем. Инцидент произошел еще во вторник, 16 мая.
Сообщается, что самолет США совершал плановый полет в международном воздушном пространстве над Восточно-Китайским морем с миссией по обследованию атмосферы на предмет признаков ядерной деятельности.
Представитель командования Тихоокеанскими военно-воздушными силами США Лори Ходж в беседе с Bloomberg назвал действия КНР «непрофессиональными».
«Взаимодействие было расценено как непрофессиональное из-за маневров китайских пилотов и скорости», — сообщил представитель Пентагона.
Он также заявил, что экипаж американского самолета осуществлял свои действия в соответствии с международным правом.
По словам Ходжа и других чиновников, этот вопрос решается с Пекином по «соответствующим дипломатическим каналам».
Майская традиция
Это не первый подобный инцидент за последние несколько лет. Год назад, 17 мая 2016 года, в регионе произошла схожая ситуация, только не в Восточно-Китайском, а в Южно-Китайском море. Тогда пресс-служба Пентагона сообщала, что два китайских военных самолета совершили небезопасные маневры при перехвате американского военного самолета.
По данным американского оборонного ведомства, самолет-разведчик ВВС США двигался в международном воздушном пространстве в режиме обычного патрулирования. В сообщении так же, как и сейчас, говорилось, что проблема решается по военным и дипломатическим каналам.
Вашингтон выступает против политики Пекина, который осваивает спорные территории в Южно-Китайском море, в том числе возводя искусственные острова, и размещает там вооружение. Тем не менее попытки договориться не прекращаются.
В том же мае 2016 года председатель объединенного комитета начальников штабов США генерал Джозеф Данфорд и начальник генерального штаба Народно-освободительной армии Китая Фан Фанхуэй в рамках видеоконференции по инициативе китайской стороны обсуждали вопросы сотрудничества двух стран в военной сфере.
Данфорд тогда изложил ключевые моменты по поводу обязательств США: поддерживать основанный на законе международный порядок, защищать союзников США и интересы в Южно-Китайском море, в то же время желательно избегать конфронтации.
За пару недель до инцидента американский генерал еще высоко оценивал прогресс, достигнутый сторонами в сфере военных обменов между двумя странами, и отмечал, что, несмотря на существующие разногласия между США и Китаем, держать открытыми каналы связи необходимо для преодоления этих разногласий.
Стороны договорились чаще использовать такой формат взаимодействия, однако до сих пор повторно к диалогу не возвращались.
Разведка у границ России
Пентагон ранее обвинял и Россию в перехвате своих истребителей ВМС США. Последний такой инцидент произошел 12 мая, когда российский истребитель вплотную приблизился к разведывательному самолету США в небе над Черным морем. Это произошло в 160 км от береговой линии Крымского полуострова.
Еще в 2014 году, после референдума в Крыму и начала военных действий в Донбассе, Пентагон активизировал разведполеты, а также увеличил количество кораблей ВМС в Черном море.
При этом 12 мая 2017 года над Черным морем российские военные зафиксировали пролет американского тяжелого разведывательного беспилотника RQ-4 Global Hawk.
«Сегодня российскими средствами контроля над акваторией Черного моря был обнаружен уже не самолет патрульной авиации ВМС США Posiedon, а американский стратегический разведчик Global Hawk, летевший на большой высоте в сторону российской границы», — цитирует ТАСС свой военно-дипломатический источник.
Аналогичный инцидент произошел и 9 мая. Тогда американский самолет-разведчик пролетел в воздушном пространстве над Грецией и Болгарией, после чего направился к российской границе над Черным морем. В связи с этим Дмитрий Песков, пресс-секретарь российского президента Владимира Путина, заявил, что не считает неоправданным риском перехват самолета-разведчика США.