«Мы считаем Украину важной частью нашей работы и сожалеем, что санкции сводят на нет все многолетние усилия нашей команды. Главный пострадавший от санкций — это украинский пользователь. Очень жаль», — говорится в заявлении, распространенном «Яндексом». В Mail.ru сообщили о «драматическом росте трафика» «ВКонтакте» и «Одноклассников», а также почтового сервиса Mail.ru в первой половине дня.
«Это решение ударит прежде всего по самим пользователям — гражданам Украины. Около 25 млн жителей Украины общаются на блокируемых платформах со своими друзьями в Украине и во всем мире; теперь они будут лишены этих связей, — говорится в заявлении холдинга. — Мы убеждены, что в интернете нет границ. Мы никогда не участвовали в политике. Мы не нарушили ни один закон Украины».
Решение украинского СНБО от 28 апреля было, как всегда, секретным, и введение его в действие президентом Порошенко 16 мая прогремело как гром среди ясного неба. Социальные сети «ВКонтакте» и «Одноклассники» — наиболее громкие в этом санкционном списке. Он, впрочем, очень объемный и теперь включает в себя наименования 468 российских компаний и 1228 человек. Президент Порошенко своим указом добавил в него сегодня 271 российскую компанию и 682 человека.
В этом списке многие десятки банков, частных авиакомпаний, государственных авиационных заводов, некоммерческие общественные организации типа «Фонда поддержки соотечественников, проживающих за рубежом» или ростовского «Всевеликого войска Донского».
Добавлен целый список подразделений самопровозглашенных республик, вроде бригад «Спарта», «Сомали», «Смерть» или связанным с Павлом Губаревым общественным движением «Новороссия» и аффилированным с его женой краснодарским Благотворительным фондом Екатерины Губаревой.
Персональная 59-я позиция в списке теперь у Иосифа Кобзона, которого лишили всех украинских наград и запретили въезд в страну. Кроме него, из российских деятелей искусств добавили художественного руководителя Государственного академического камерного Вивальди-оркестра Светлану Безродную. Из российских политиков добавлен первый заместитель главы комитета Госдумы по делам национальностей Валерий Рашкин (КПРФ). Там также фамилии Владимира Жириновского, Рамзана Кадырова, Сергея Шойгу.
Малопрогнозируемые последствия у сегодняшнего решения объявить санкции в отношении российского сервиса бухгалтерских программ 1С, которым пользуется, по отдельным оценкам, до 70% украинского бизнеса.
Киевский офис 1С обслуживал и самопровозглашенные республики, выпуская версии программы, адаптированные к местному налогообложению.
Однако сегодняшний указ Порошенко обречен остаться в истории как «запрет на «Одноклассники». Российские социальные сети на территории Украины были одними из самых посещаемых с тенденцией к росту пользователей. Социальная сеть «ВКонтакте» в феврале 2017 года, например, объявила об очередном рекорде — 16 млн оригинальных посещений за сутки, предыдущий барьер в 15 млн сеть преодолела всего двумя месяцами ранее, в декабре 2016 года. Украинская аудитория запрещенного теперь «Яндекса» составляла 11 млн человек.
Сервис «Яндекс-кошелек» после санкций Петра Порошенко против российских систем международных переводов и ответных российских санкций, запрещающих переводы из России на Украину международным платежным системам, оставался самым удобным инструментом для перевода денег украинскими «заробитчанами» из России на родину.
Социологические опросы не только давали первенство в украинском сегменте интернета «Одноклассникам» и «ВКонтакте», но и показывали региональную привязку потребителей этих социальных сетей. Чем ближе к востоку Украины, тем больше пользователей. В Донецкой и Луганской областях «Одноклассники» и «ВКонтакте» наряду со «Skype» — главные способы коммуникации между разделенными семьями и бывшими соседями по обе стороны линии фронта.
Пока не ясно, когда произойдет фактическое отключение услуг компаний. В законную силу указ Порошенко войдет не ранее 1 июня 2017 года, после публикации в правительственной газете «Урядовый курьер». По поводу технической возможности введения запрета у специалистов большие сомнения. «Газета.Ru» на условиях анонимности смогла пообщаться с киевским специалистом по безопасности компьютерных сетей, близким к правительственной среде.
«Есть несколько степеней запрета, — пояснил источник «Газеты.Ru». — Жесткий в наших условиях невозможен. Да и в указе нет сроков исполнения, если вы обратили внимание. До конца календарного года точечно можно реализовать запрет на уровне отдельных операторов и интернет-провайдеров. Можно технически закрыть социальные сети на уровне всех министерств, каких-то регуляторов. Но полностью в нашей стране закрыть социальные сети не получится».
Специалист отмечает, что для реализации подобных решений в стране просто нет соответствующей технической и законодательной базы, какая есть у России, Турции и Китая.
«Нормативную базу надо еще принять парламенту, а я не уверен, что соответствующие законы через него пройдут, — делится сомнениями источник. — Интернет-провайдеры у нас частные, весьма влиятельные.
Кроме того, не получится одновременно двигаться в сторону ЕС и принимать законодательство по примеру Китая и России, европейские товарищи не поймут.
Не говоря уже о том, что упорные люди могут всегда заходить на свои любимые сайты через анонимайзеры, как они это делают в России».
Слова источника подтверждают игроки рынка телекоммуникаций. Бывший генеральный директор «Яндекс.Украина» Сергей Петренко назвал людей, принявших решение о запрете, «идиотами». «В Украине не существует никакой инфраструктуры для блокировки интернет-трафика — то есть нет возможности в одной точке принять обязательное для всех провайдеров решение и проверить его исполнение, единственным способом обеспечить его выполнение остается ногами обходить провайдеров и требовать. Провайдеров в Украине много», — пояснил Петренко в своем персональном блоге.
Совладелец национального провайдера «Триолан» Владимир Сидоренко сообщил «Экономической правде», что сейчас по горячим следам пытается понять, насколько технически осуществима задача, и дал соответствующее поручение инженерам. «Сейчас ситуация такая, мы вообще никакой трафик сети не анализируем и не блокируем», — сказал Сидоренко.
Из практических последствий указа Петра Порошенко на данный момент можно отметить исчезновение кнопки сети «ВКонтакте» с официального сайта президента и обращение на его персональной странице во «ВКонтакте» с призывом к украинцам закрыть свои аккаунты в российских социальных сетях.
«Украинские интернет-провайдеры должны прекратить предоставлять доступ к «ВКонтакте», «Одноклассники», «Яндекс» и другим российским сервисам. Все официальные страницы Президента на этих сервисах будут закрыты», — говорится в обращении.
Наблюдатели обращают внимание, что перед словами Петра Порошенко «должны прекратить» нет слова «немедленно». Как будет выполняться запрет и как скоро, никто не понимает.
Владелец одной из крупнейших украинских торговых марок молокопродуктов «Яготинское» Александр Деркач написал на своей странице в Facebook по поводу запрета бухгалтерской программы:
«В Украине вместе с Одноклассниками внезапно запретили самую популярную бухгалтерскую программу 1С. На которой работает 80 процентов бизнеса. Текст указа опубликован на сайте главы государства. Шпионской оказалась. Украла рецепт Киевского торта на одном из оборонных предприятий. На Китай работала. Падлюка».
В комментариях к шутливому посту бизнесмен с грустью спрашивает одного из собеседников: «Вы когда-нибудь пробовали внедрять новую программу на работающем производстве?»
Запрет «Яндекса» в свою очередь может затронуть проведение на следующей неделе государственного «Внешнего независимого тестирования» (ЗНО) в украинских школах. Страничка с текстами официальных тестов для украинских школ пока висит на российском «Яндексе».
Интересно, что один из украинских политологов после некоторых раздумий отказался комментировать «Газете.Ru» решение своего президента, сообщив, что он «не хочет говорить против позиции своего правительства», поскольку для него очевидно, что «Порошенко приказал высечь море».
Решение о санкциях не будет иметь никаких технических последствий для самопровозглашенных республик Донбасса. С марта они перешли преимущественно на российские интернет-сервисы. После введения «внешней государственной администрации» в донецком представительстве «Укртелекома» последний отключил эти территории от украинского трафика. В тот момент более 200 тыс. пользователей лишились интернета в одном только Донецке. К апрелю усилиями специалистов Минсвязи ДНР трафик был восстановлен через Россию.