Во Франции стало известно имя нового главы государства. Кандидат от движения «Вперед!» Эммануэль Макрон победил лидера «Национального фронта» Марин Ле Пен, получив 66% голосов, и будет руководить страной ближайшие пять лет.
Предсказуемое поражение
Второй тур президентских выборов, прошедший в минувшее воскресенье, оказался гораздо более предсказуемым, чем первый. Если к голосованию 23 апреля с сопоставимыми шансами подходили сразу четыре кандидата — Эммануэль Макрон, Марин Ле Пен, Франсуа Фийон, Жан-Люк Меланшон, то преимущество бывшего министра экономики над лидером крайне правых в личном противостоянии угадывалось заранее.
Против Ле Пен, как это обычно бывает при выходе «Национального фронта» во вторые туры, соперники попробовали сформировать так называемый республиканский фронт — тактический союз всех сил ради недопущения ее прихода к власти. В свою очередь, такая диспозиция не требовала никаких особенных усилий от Макрона, вынуждая электорат выбывших из гонки кандидатов автоматически выбирать его как меньшее из зол.
Тем не менее Ле Пен со своей стороны сделала все, чтобы не оказаться в изоляции.
В последние дни кампании Ле Пен успела предпринять несколько шагов, призванных успокоить граждан, все еще помнящих радикализм идей ее отца.
В частности, была сделана оговорка, что выход из Евросоюза в случае ее победы будет проводиться только на основе референдума, который можно будет организовать еще и не сразу после избрания. Вместо требования полного отказа от евро стала звучать идея сосуществования двух валют — евро для расчетов бизнеса и франка для ежедневных потребительских расходов.
1 мая Ле Пен отказалась от участия в ежегодном партийном празднике в честь Жанны д'Арк, учрежденном еще в 1980-е годы ее отцом, выбрав обычный предвыборный митинг. Тогда же в своем выступлении она почти дословно воспроизвела фрагменты одной из речей Франсуа Фийона, позиционируя это как сигнал о схожести их убеждений. Наконец, она даже временно сложила с себя полномочия лидера «Национального фронта», пытаясь показать общенациональный характер своей кандидатуры.
Такая тактика имела под собой основания, поскольку между двумя турами Ле Пен все же могла попытаться привлечь некоторые резервы. На правом фланге имело смысл побороться за часть сторонников Фийона.
Хотя большинство лидеров правоцентристских «Республиканцев» призвали выбрать Макрона, в их лагере существовали и альтернативные точки зрения: воздержаться от голосования во втором туре или даже выступить против «наследника Франсуа Олланда».
Ле Пен удалось достичь соглашения с еще одним независимым правым политиком Н. Дюпон-Эньяном (получил 4,7% в первом туре), пообещав ему пост премьер-министра. На левом же фланге была возможность привлечь части разрозненного электората Меланшона, не поддержавшего никого из финалистов: в рабочих слоях, где популярен лидер движения «Непокоренная Франция», в последние годы расширили свою поддержку и крайне правые.
Все эти локальные приобретения, а также некоторое снижение явки (с 78 до 74%, из которых порядка 4 млн граждан проголосовали против всех или испортили бюллетени) объясняют, почему результат Ле Пен все же увеличился с 21,3% в первом туре до 34% во втором. Возможно, прирост был бы значительнее, если бы она успешнее провела дебаты 3 мая. Смягчая свою программу, Ле Пен не отказалась от агрессивной наступательной риторики в адрес оппонента, чем опять отпугнула избирателей от себя (только 37% опрошенных зрителей признали ее выступление на дебатах убедительным).
Новые вызовы для нового президента
Основатель движения «Вперед!», министр экономики при президенте Франсуа Олланде в 2014–2016 годах, Эммануэль Макрон сумел осуществить давнюю мечту французских центристов и вырваться вперед, выдерживая «ни левую, ни правую» линию.
Прогрессизм, глобализм, европеизм кандидата пришелся по нраву умеренным крыльям как Социалистической партии, так и «Республиканцев», что подкрепилось использованием разнообразных политических технологий, лояльным отношением прессы.
Обошли стороной Макрона и крупные скандалы, хотя периодически оппоненты пытались начать обсуждение его возможной скрытой поддержки действующей властью, заниженных цифр в декларации о доходах, офшорных счетов на Багамах.
За сутки до завершения предвыборной гонки штаб Макрона подвергся хакерской атаке, однако государственная Комиссия по контролю над избирательной кампанией сразу же рекомендовала национальным СМИ не тиражировать попавшие в сеть данные, чтобы это не повлияло на исход голосования.
Тем не менее, несмотря на кажущуюся легкость победы, самому молодому президенту в истории Пятой республики уже в ближайшие дни предстоит решить ряд проблем, не позволяющих сразу же приступить к руководству страной.
В первую очередь Макрону необходимо выбрать премьер-министра.
На протяжении всей кампании он обходил этот вопрос молчанием, чтобы не давать ход спекуляциям, каких же фигур больше в его окружении — левых или правых.
Во Франции существует традиция, по которой первое правительство нового президента действует всего около месяца и слагает свои полномочия после ближайших парламентских выборов, а реальный рабочий кабинет министров определяется летом.
Обычно глава государства утверждает ту же самую команду, хотя кадровый состав может претерпеть за это время частные изменения. В этот раз ситуация может быть сложнее: переходным премьером на первое время может быть назначена нейтральная фигура (например, центрист Франсуа Байру), а в июне кабинет сформирует деятель, до того ассоциировавшийся, например, с уже правившей Соцпартией (Жан-Ив Ле Дриан, Жерар Колломб).
Вторым вызовом для нового президента станет парламентская кампания в июне 2017 года. Следуя сразу за президентскими выборами, она неизменно подтверждала предпочтения избирателей, отдавая национальное собрание в руки той же партии, которую представлял избранный глава государства. В этот раз пока неясно, как поведет себя движение «Вперед!»: выставит своих кандидатов и выиграет в одиночку или сформирует блок с одной из традиционных сил.
Многое будет зависеть от того, как выступит «Национальный фронт» (хотя его кандидаты будут попадать в точно такие же ловушки вторых туров, как Марин Ле Пен), сумеет ли разгромленная Соцпартия провести самостоятельную кампанию, сплотятся ли «Республиканцы» после поражения Фийона.
Временный лидер «Республиканцев» Франсуа Баруэн не скрывает надежд победить и тем самым навязать президенту сосуществование с правоцентристами.
Таким образом, с победой Макрона политическая борьба во Франции совсем не сбавит оборотов. Что касается его программы, «ни левой, ни правой», как и он сам, то до выборов она отвечала интересам различных слоев населения, но в процессе реализации может считаться уже «недостаточной» представителями обоих флангов.
По факту Эммануэль Макрон не обещал каких-либо радикальных отличий от последних лет президентства Олланда ни во внутренней, ни во внешней политике. Однако говорить о конкретных акцентах его курса можно будет только с определением состава правительства и парламентского большинства.
Автор — эксперт Российского совета по международным делам (РСМД), член французской партии «Республиканцы»