Рекс Тиллерсон впервые прибудет в Россию в качестве госсекретаря США, однако со своим российским коллегой, главой МИД Сергеем Лавровым, они уже встречались в Мюнхене на полях международной конференции по безопасности.
Источники «Газеты.Ru» во внешнеполитических кругах отмечают, что во время первой встречи новый глава американского Госдепа внимательно выслушал российского министра иностранных дел. Это было связано с тем, что новый руководитель внешнеполитического ведомства США только входил в дела и был настроен «на прием» информации.
Однако к первому визиту в Россию Тиллерсона обстоятельства сильно изменились.
Американские удары по Сирии после обвинения в адрес президента Башара Асада в химических атаках в отношении мирного населения серьезно повлияли на российско-американские отношения.
«Я не думаю, что это привязано к визиту госсекретаря Рекса Тиллерсона в Москву, но так совпало, и теперь визит приобретает большой смысл, так как сейчас интересно услышать, чего, собственно, хотят США», — говорит глава президиума Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов.
В своем заявлении уже после того, как США нанесли удар по Сирии, Тиллерсон фактически обвинил Россию в невыполнении обязательств по вывозу из Сирии запасов химического оружия в 2013 году. Тиллерсон считает, что Москва «провалила договоренности».
«Либо Россия замешана в этом, либо Россия проявила некомпетентность в том, чтобы выполнить свою часть соглашения», — заявил госсекретарь США.
Речь идет о соглашении между бывшим президентом США Бараком Обамой и российским президентом Владимиром Путиным о вывозе с территории Сирии запасов химического оружия под наблюдением Организации по запрещению химического оружия.
В 2015 году запасы химического оружия были вывезены из Сирии, однако эксперты отмечают, что незначительная часть химического оружия могла сохраниться как в руках правительственных сил, так и у боевиков-исламистов.
Несмотря на то что Россия отрицает факт применения Сирией химического оружия и настаивает, что его используют боевики, Тиллерсон, несомненно, будет использовать свои аргументы как рычаг давления на Россию.
Целились в Сирию, попали в Россию
После американского удара по Сирии, пусть и не нанесшего значительного урона в военном отношении, позиция России в отношении режима Башара Асада пошатнулась. «Этот удар свел на нет все наши приоритеты, и теперь запросная позиция по Сирии у США будет совсем иная», — говорит «Газете.Ru» старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Ахмедов.
Эксперт напоминает, что Россия смогла добиться серьезных успехов в политическом урегулировании в Сирии, организовав вместе с Турцией и Ираном переговоры в Астане. Все эти процессы проходили без участия США, которые выражали недовольство российскими действиями.
«Раньше мы пытались убедить всех в необходимости действовать совместно и активно продвигали эту мысль, но многим это не понравилось», — объясняет Ахмедов.
Своими ударами по Сирии США изменили расстановку сил в конфликте, их поддержала и Турция, чьи цели в Сирии во многом отличаются от российских. По мнению ведущего аналитика Института Брукингса Стивена Пайфера, в США есть надежда, что удары заставят Москву использовать свое влияние на Асада, чтобы отговорить его от дальнейших атак. «Но на данный момент более широкие последствия для политики США в отношении Сирии и отношений России с Асадом неясны», — считает Пайфер.
Многие обозреватели уверены, что глава Госдепа США будет стараться убедить Россию отказаться от поддержки сирийского лидера Башара Асада.
По информации британской The Telegraph, Запад предложит России взамен на отказ от поддержки Асада вернуть страну в состав неформального клуба «большой семерки» (G7). Если же Москва не согласится на такие условия, то будут введены новые санкции.
Россия может пойти на это, предложив сирийскому лидеру и его семье убежище в Москве, однако главная проблема — это сохранение военного присутствия в этой стране, необходимого для воздействия на регион.
По мнению Ахмедова, уход Асада вряд ли что-то изменит, это скорее символ, чем лидер, реально обладающий всей полнотой власти в стране.
Эксперт считает, что, поскольку США не гарантируют России сохранение своих позиций в Сирии, ей необходимо укреплять позиции в Дамаске, где сегодня главенствует Иран.
«Доверие Трампа не значит доверие США»
В самой России, похоже, учитывая обстоятельства, готовы вести диалог с Тиллерсоном с прагматичных позиций.
Говоря об «агрессии» на официальном уровне, источники, знакомые с ситуацией, называют действия Трампа в Сирии «попыткой самоутверждения» в условиях, когда американский президент находится под давлением своих политических оппонентов.
«Мы очень бережем Трампа и его реноме и мы рассчитываем, что в прямом контакте мы можем выйти на решение широкого круга вопросов, даже без утвержденной повестки дня», — говорит директор Института стратегических оценок Сергей Ознобищев. Эксперт отмечает, что тот факт, что визит состоится, говорит, что «еще не все потеряно», и обращает внимание на то, что глава МИД Британии Борис Джонсон отменил свой визит в Москву.
Но главная интрига заключается даже не во встрече Тиллерсона со своим коллегой Лавровым, а в его приеме президентом России Владимиром Путиным, который означает, что госсекретарь выступит в роли спецпредставителя своего президента. Пока, правда, неясно, состоится ли он, так как Кремль его еще официально не подтвердил.
Путин уже принимал в таком качестве предшественника Тиллерсона Джона Керри, однако нынешний госсекретарь имеет более сильные козыри, чтобы вести диалог с Путиным. Тиллерсон — бывший глава крупнейшей нефтяной корпорации и даже имеет общих хороших знакомых с президентом.
Однако, вернувшись домой из России, кавалеру российского ордена Дружбы Тиллерсону надо будет правильно преподнести свой визит американскому истеблишменту, который настроен в отношении России и Путина весьма жестко.
В понедельник представитель США при ООН Никки Хейли сообщила о возможности введения новых санкций против России за поддержку Сирии.
«Российский вопрос был главным во время слушаний в сенате, и Тиллерсон об этом помнит. Он проявит себя как ястреб, иначе и быть не может. Администрация Трампа после скандала с Флинном будет доказывать, что все обвинения беспочвенны. Нынешняя внутренняя ситуация сильно давит на Белый дом. Им нужно поскорее избавиться от ярлыка пророссийской конторы», — говорит политолог-американист Арег Галстян.
Отношения Москвы и Вашингтона переживают системный кризис, и необходим комплекс мер по восстановлению доверия.
«С Россией проще: есть доверие президента — значит, есть доверие страны. Однако в США доверие Трампа еще не доверие всей Америки. Что делать с конгрессом, от которого многое зависит? Что делать с негативным фоном в СМИ? Как бороться с лоббистами? Пока я не вижу ответов на эти вопросы и поэтому не верю в позитивное развитие диалога России и Америки», — заявил Галстян «Газете.Ru».
Вероятнее всего, такими же вопросами задаются и в США, так как американцы, несмотря на заинтересованность с российской стороны, не спешат с подготовкой полноценной двусторонней встречи двух президентов.