Заместитель председателя правительства России Дмитрий Рогозин раскритиковал внесение сенаторами США в конгресс законопроекта о необходимости создать «гибридный трибунал» для расследования военных преступлений, совершенных, предположительно, сирийскими властями.
«Паранойя исключительности приводит не только к безнаказанности, но и к маниакальному желанию всех поучать, судить и наказывать» — так прокомментировал вице-премьер инициативу американских конгрессменов.
Авторами законопроекта выступили члены Демократической и Республиканской партий: лидеры комитета сената по международным отношениям Боб Коркер от Республиканской партии и Бен Кардин от демократов, а также бывший участник президентской гонки Марко Рубио.
Законопроект о создании соответствующего трибунала был представлен сенаторами Соединенных Штатов в верхнюю палату конгресса в пятницу, 7 апреля. Планируется, что через 180 дней после его вступления в силу госдепартамент США рассмотрит «возможность и целесообразность создания потенциальных механизмов правосудия для переходного периода в Сирии, в том числе гибридного трибунала».
В состав временного трибунала предлагается включить сирийских и иностранных юристов, «судей и других профессионалов», задачей которых названо «судебное преследование лиц», подозреваемых в совершении военных преступлений в Сирии. Госсекретарю США предлагается делегировать полномочия на оказание поддержки людям и организациям, которые ведут поиск преступников, собирают документы и доказательства, а также ведут расследования и осуществляют защиту свидетелей, сообщает НТВ.
Ожидается, что в ближайшее время документ получит поддержку комитета сената по иностранным делам (его руководители — в числе авторов законопроекта) и поступит на рассмотрение сената полного состава. Перед тем как поступить на подпись к президенту США Дональду Трампу, документ также должен быть принят палатой представителей конгресса.
Рано утром 7 апреля находящиеся в Средиземном море американские эсминцы Ross и Port выпустили 59 крылатых ракет Tomahawk по сирийскому аэродрому Аш-Шайрат в провинции Хомс в Западной Сирии. По данным Минобороны России, до авиабазы долетело всего 23 ракеты, по сообщениям Пентагона, в цель попали 57 боеголовок.
Вашингтон назвал эти действия ответом на предполагаемый авиаудар военными самолетами сирийских ВВС по жилым кварталам города Хан-Шейхун сирийской провинции Идлиб. В результате той атаки погибли 72 человека, из которых 27 — дети, и еще 546 человек получили ранения. По заверению президента США Дональда Трампа, ту атаку одобрил лично Башар Асад.
«Мы надеемся на то, что, пока Америка выступает за справедливость, мир и гармония в конце концов окажутся сильнее», — заявил Дональд Трамп, отметив также, что союзники США поддержали атаку.
По словам пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова, американская сторона предупредила Москву о военной операции за пару часов до ее начала. Помимо этого, Песков заявил, что российский лидер Владимир Путин считает удар США по авиабазе в Сирии агрессией против суверенного государства и нарушением международного права.
«Президент Путин считает американские удары по Сирии агрессией против суверенного государства и нарушением норм международного права, причем под надуманным предлогом», — сказал Песков.
По словам представителя президента России, факт уничтожения всех сирийских запасов химоружия был «отфиксирован» и подтвержден Организацией по запрещению химического оружия (ОЗХО) при ООН.
Вскоре советник президента Сирии Башара Асада Бусейна Шаабан назвала ракетные удары США в Сирии агрессией против сирийского народа и суверенитета страны.
«Мы осуждаем эту агрессию против нашей страны, наших людей и нашего суверенитета. США должны вести себя ответственно и обязаны уважать суверенность других государств, а также признавать факт, что у них нет доказательств того, кто использовал химоружие в Хан-Шейхуне. Сирийское правительство не имеет доступа к химическому оружию», — сказала она.
Шаабан добавила, что Дамаск полностью выполнил мероприятия по ликвидации химического оружия, а удар США призван изменить баланс сил как на земле, так и в политике в целом.
Среди тех, кто поддержал ракетный удар США, был президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. По его мнению, предпринятая Пентагоном атака — «позитивный шаг для прекращения военных преступлений режима Асада». Он добавил, что у международного сообщества еще имеется достаточно возможностей для того, чтобы положить конец сирийскому режиму, и для того, чтобы победить действующие в Сирии террористические группировки.