По оценкам экспертов, российские власти не ставят на кого-то одного: для сохранения баланса встречи первых лиц прошли с обоими политиками.
Встречи в верхах
«Сегодня у руководства России нет однозначного фаворита, будут работать с тем из кандидатов, которого поддержит народ Южной Осетии», — пояснил «Газете.Ru» старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Николай Силаев.
Эксперт отметил, что это принципиальная позиция, которой придерживаются и при организации официальных мероприятий.
«Тибилов как президент Южной Осетии встретился с Владимиром Путиным и активно использует это в предвыборной кампании, но и Анатолий Бибилов встречался со спикером Совета Федерации России Валентиной Матвиенко, так что определенный баланс сохранен, и Москва будет поддерживать его до конца выборов», — отметил эксперт.
Напомним, что встреча лидеров двух государств прошла 21 марта. Сторонники Леонида Тибилова поспешили объяснить ее сигналом Кремля о поддержке действующего президента. Скорее всего, это не так — Владимир Путин традиционно встречается с коллегой из Южной Осетии именно весной (31 марта в 2016 году, 18 марта в 2015-м, 21 мая в 2013 году, 12 мая в 2012-м).
Последнюю встречу было бы правильнее трактовать не как стопроцентное одобрение избрания Тибилова на второй срок, а как отсутствие возражений Кремля на это. Согласитесь, разница существенная.
Спустя три дня, 24 марта, переговоры прошли уже между председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко и Анатолием Бибиловым, что еще раз продемонстрировало баланс в поддержке Москвы.
«Грубо говоря, дали понять: все равно кто, главное, чтобы не Кокойты из-за негативного шлейфа его президентства. Но ситуация может измениться, это зависит от поведения Бибилова. Если он не пойдет на тесный союз с Кокойты, его позиция в глазах Москвы только укрепится», — считает координатор рабочей группы Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Александр Скаков.
Хионизм и другие обвинения
Если говорить о балансе внутриполитических элит, то пять лет назад Леонид Тибилов стал компромиссным кандидатом после политического кризиса и отмененных итогов президентских выборов 2011 года. Но сегодня, после прямого конфликта с не зарегистрированным из-за ценза оседлости экс-президентом Эдуардом Кокойты, выведшим на площади сотни протестно настроенных сторонников, равновесие может быть нарушено.
Многие жители Южной Осетии недовольны крайне медленным, по их мнению, восстановлением республики, а прошлым летом парламент признал работу правительства неудовлетворительной. Звучат и прямые обвинения 65-летнего президента в коррупции, а также хионизме (от осетинского слова «хион» — «свой», покровительство родственникам и приближенным, кумовство. — «Газета.Ru».). В интернете несложно найти информацию о родных Тибилова, занимающих высокопоставленные посты в республиканских управлениях, министерствах и госкомитетах.
Оппонент действующего главы государства 47-летний Анатолий Бибилов уже участвовал в президентских выборах.
Тогда он, после боевых действий в Цхинвале создавший с нуля югоосетинское МЧС, победил в первом туре, набрав почти 25%. На втором месте с незначительным отрывом оказалась Алла Джиоева, ставшая преемником Эдуарда Кокойты, который в соответствии с конституцией Южной Осетии не мог избраться президентом в третий раз. Результаты последовавшего второго тура выборов республиканский Верховный суд признал недействительными. Сторонники Джиоевой вышли на акции протеста, получившие название «снежная революция», но официальная Москва призвала уважать решение об отмене результатов президентских выборов.
Отказавшись от повторного выдвижения, Бибилов создал партию «Единая Осетия», победа которой на парламентских выборах (20 из 34 мандатов) обеспечила ему место спикера.
Равные шансы
«Сравнивать нынешние выборы с кампанией шестилетней давности я бы не стал: тогда была очень сложная кампания, по сути, политический кризис. Проблема заключалась не столько в честности или нечестности выборов-2011, а в том, что они привели к внутриполитическому противостоянию, которое разрешилось в том числе с участием российских представителей, — рассказал Николай Силаев. — Нынешние выборы проходят без такого острого конфликта, в целом они остаются в рамках нормальной законной процедуры».
По мнению эксперта, проходящие сейчас выборы президента Южной Осетии можно назвать реальным примером состязательности кандидатов, их результат определят не в рамках подковерных договоренностей, а в день голосования.
«У кандидатов есть реальная возможность побороться за симпатии избирателей. Это не договорные выборы. И то, что в них участвуют всего три кандидата, тоже положительный элемент. Опять же напомню, что в 2011 году было 17 кандидатов, в том числе и подставные, и откровенные спойлеры, — продолжает Силаев. – Сегодня ситуация более понятная и прозрачная, основные претенденты — и Анатолий Бибилов, и Леонид Тибилов вполне укоренены в югоосетинских элитах. Об исходе выборов сегодня говорить рано».
С ним согласен координатор рабочей группы Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Александр Скаков: изначально шансы Тибилова и Бибилова примерно равны, оба кандидата имели как широкую поддержку местных элит, так и ряд вопросов к ним в обществе.
«Поддержка Бибилова чуть больше, потому что, в отличие от президента, он не отвечает за промахи исполнительной власти и вызывал больше доверия. Если говорить о причинах недовольства, то прежде всего оно касается кадровых назначений в команде Тибилова, — пояснил эксперт. — Экс-президент Кокойты опирается на протестный электорат, тех, кому не нравится власть, кто не видит будущего, и на выходцев из Северной Осетии. Конечно, его заявление о поддержке Бибилова добавит тому голосов».
Согласно опросам российского аналитического центра НАФИ, оба кандидата имеют примерно равные шансы, при этом более половины респондентов пока не определились со своим кандидатом. Так что на конечный результат может повлиять любое политическое заявление местных элит.
Лозунги вместо программ
Говоря о предвыборных программах основных кандидатов, российские эксперты отмечают их «сырость».
«На этих выборах очевиден недостаток содержательности и проработанности программ кандидатов. Много лозунгов, которые, по мысли претендентов и их помощников, способны привлечь внимание избирателей, но мало про реальное развитие республики», — подытожил Силаев.
Скаков констатирует, что Бибилов сделал акцент на вхождении Южной Осетии в состав России. В частности, его программа включает пункт о ликвидации таможенного пункта пропуска между российской Северной Осетией – Аланией и Южной Осетией.
«Тибилов акцента на этом не делает, более того — в его окружении есть политики, являющиеся противниками вхождения республики в состав России», — отметил эксперт.