Первые достоверные результаты, которые ЦИК Армении опубликовал утром 3 апреля, свидетельствовали о том, что РПА не набрала абсолютного большинства — чуть более 49%.
Однако после предварительного перераспределения голосов, отданных за не прошедшие в парламент партии, сложилась следующая картина: РПА получила «стабильное большинство», набрав 54–55% голосов, что соответствует 55 мандатам в Национальном собрании. Это означает, что РПА получили право сформировать правительство.
Следом за победителями идет блок «Царукян» с 30–31% голосов (30 мандатов). Третье место по представительству получил блок «Выход» с 8–9% голосов (9 мандатов). Также в парламент прошел АРФ «Дашнакцутюн» — около 7% голосов (7 мандатов). Явка составила почти 61%.
Еще до выборов многие ожидали коалиции АРФ «Дашнакцутюн» и РПА, однако теперь, даже если эти партии и блокируются, на относительный расклад внутри парламента это никак не повлияет. Единственное обстоятельство, которое еще может изменить отношение представительств внутри парламента, — это формирование правящей коалиции «Царукян» – РПА. Эти блок и партия получили в сумме около 80% мандатов.
По законодательству оппозиция должна быть представлена не менее чем 33% мест в парламенте — следовательно, блок «Выход» и дашнаки, если они останутся в оппозиции, что очень маловероятно, получат дополнительные мандаты.
Считается, что для РПА коалиция с «Царукяном» не выгодна. По словам местных экспертов, блок «Царукян» — марионеточная сила. Его присутствие в парламенте как «оппозиционной» партии не позволяет реальной оппозиции получить дополнительные мандаты. Политолог Грант Мелик-Шахназарян не верит в то, что в Национальном собрании будут сформированы коалиции. «Смысла не имеет их создавать. Так как голоса непрошедших партий будут распределены пропорционально, то РПА и без того получит «стабильное большинство» в парламенте», — говорит эксперт.
Полная победа
По сравнению с прошлыми выборами в Национальное собрание РПА получила значительно больше голосов — причем и в абсолютных, и в относительных цифрах. В 2012 году за РПА было отдано только 44% голосов, но она добрала до большинства за счет особенностей смешанной пропорционально-мажоритарной системы.
В этом году победа республиканцев получилась абсолютной. Такой успех может быть объясним обновленным составом партии и ротацией ее первых лиц — представительство РПА в этом году действительно выглядело одним из сильнейших. Пропорциональный список возглавлял министр обороны Армении Виген Саркисян, второе место занимала мэр Еревана Тарон Маргарян, третье — глава минюста Арпине Ованнисян, четвертое — Ара Баблоян, а пятерку замыкал министр культуры страны Армен Амирян.
К тому же большой популярностью пользуется действующий премьер-министр Армении и главный кандидат на этот пост от РПА Карен Карапетян — в новой парламентской Армении глава кабинета будет иметь самые широкие полномочия, тогда как президент станет церемониальной фигурой.
В политику Карапетян пришел из энергетического сектора. В середине нулевых будущий премьер-министр возглавлял компанию «Армэнерго», где показал себя грамотным управленцем. Репутация успешного менеджера позволила ему в 2010 году стать мэром Еревана. Правда, на этой должности Карапетян не проработал и года — получив предложение от «Газпрома», он оставил свой пост и несколько лет работал в структурах российской компании — сейчас это обстоятельство дает ему дополнительные политические очки. По словам Мелик-Шахназаряна, «активный деловой имидж Карапетяна — это что-то новое для Армении». В ситуации застоя многие возлагают надежды на обновленное правительство, и даже те, кто «против» Саргсяна — президент республики является лидером РПА, — «за» Карапетяна.
«Будучи мэром Еревана, Карапетян привнес новшества и на фоне остальных кандидатов всегда выгодно отличался. Мэры Еревана почти всегда не пользовались популярностью, однако Карапетяну удалось не просто не уронить, а поднять свой рейтинг. Он, например, очистил город от торговых лавок — дал Еревану новое дыхание — и все это делал в духе молодого энергичного лидера. И когда он отказался от должности и уехал в Россию, в Армении многие были разочарованы. Но когда он снова вернулся в страну в качестве премьер-министра, его встретили с помпой», — рассказывает Мелик-Шахназарян.
По словам Мелик-Шахназаряна, рейтинг Карапетяна составляет «около 80%». Можно добавить, что это обстоятельство было решающим — ведь фактически определялся не только состав парламента, но и тот, кто будет управлять страной.
От нарушений спасло безразличие
В воскресенье вице-председатель РПА Армен Ашотян в разговоре с российскими журналистами напомнил, что 2 апреля, ровно год назад, началась четырехдневная война. Во время прошлогодних столкновений в Нагорном Карабахе погибло около сотни армянских военнослужащих и примерно столько же азербайджанцев. «Лучшей памятью для наших солдат будет укрепление армянской государственности, — сказал Ашотян. — Особых празднеств не будет, потому что наша победа и победа других политических сил, которые пройдут в парламент, — это в первую очередь дань памяти тем солдатам, которые пали во время четырехдневной войны».
В целом, по словам вице-председателя, в РПА довольны качеством выборов. В штабе республиканцев весь вечер 2 апреля проходил под неофициальным лозунгом «Завтра мы все проснемся в новой Армении».
Глава ЦИК Армении Тигран Мукучян, отвечая на вопрос про нарушения на выборах, заявил, что все нарушения, если они и были, носили «единичный характер». «В течение дня было много звонков, которые касались разного характера нарушений, — заявил глава ЦИК. — Однако все нарушения имели единичный характер. Они касались отдельных деталей».
Правда, свой ответ Мукучян никак не конкретизировал. В ЦИК уверены, что выборы прошли «прозрачно и демократично в соответствии с нормами избирательного законодательства».
В штабе блока «Выход», деятели которого очень активно заявляли о нарушениях в день выборов, уверены в обратном — нарушений было много. Член блока Григорий Дохоян приводит примеры.
«На некоторых участках электронные приборы давали сбои. На одном участке закончились бюллетени одной из партий, а председатель не остановил выборы. Вопиющее нарушение случилось, когда голосовали военнослужащие, а потом оказалось, что на бюллетени не были приклеены марки (без марок бюллетень не действителен. — «Газета.Ru»), после того как открыли урны, председатель начал их клеить. Когда наше доверенное лицо предъявило нарушение, его заткнули и посадили на место. А на некоторых участках выгнали наших наблюдателей», — рассказывает Дохоян.
В «Выходе» настаивают, что избирателей подкупали, однако признают, что доказательств у них пока нет, так как «зафиксировать это очень трудно, и нам пока это не удалось».
Дохоян также обращает внимание на большое количество технических неполадок, когда, например, на некоторых участках на час-два переставали работать камеры видеонаблюдения или приборы не распознавали отпечатки избирателей — одно из нововведений на выборах 2017 года. Самый громкий такой инцидент случился на участке, где голосовал Серж Саргсян. Прибор несколько минут не мог распознать отпечатки пальцев президента республики.
Пресс-служба генеральной прокуратуры Армении сообщает о том, что ведомство изучило около 2000 сообщений о правонарушениях во время голосования на выборах в парламент республики и из них 392 сообщения содержат признаки преступлений.
В понедельник руководитель и специальный координатор краткосрочной наблюдательской миссии ОБСЕ Игнасио Санчес Амор сообщил, что наблюдатели в целом остались довольны выборами. «Свободы в общей сложности были соблюдены, голосование прошло спокойно и мирно, наблюдались организационные проблемы, случаи неуместного вмешательства в процесс — в основном со стороны представителей партии», — цитирует Амора сайт ОБСЕ.
Наблюдатели также считают, что малое количество жалоб связано с общим недоверием граждан Армении к избирательным процессам в стране.
Всех все устроило
Конституционная реформа 2015 года, которую оппозиция связывала с желанием Саргсяна удержать власть, была подвергнута критике, и на референдуме ее поддержали далеко не все граждане страны. На то были причины — выборы 2013 года для нынешнего президента нельзя было назвать успешными — его конкурент Раффи Ованнисян набрал почти 37% голосов. Противники Саргсяна, недовольные результатами голосования, устроили протестные акции.
Примечательно, что в этом году политический блок, членом которого является Ованнисян, – «Огранян-Раффи-Осканян» или сокращенно ОРО — набрал около 2% голосов, а некогда популярный Ованнисян шел 11-м номером в партийных списках.
Президентским выборам 2013 года предшествовал еще более спорный плебисцит 2008 года, вызвавший политический кризис в стране, ни одна из четырех оппозиционных партий, входивших на тот момент в парламент Армении, не признала результаты голосования.
Однако важно понимать, что реформа избирательного законодательства, проведенная в 2016 года, стала результатом консенсуса и политических сил, и гражданского общества. В частности, в этом году будут впервые опубликованы избирательные списки с подписями — этого нововведения оппозиция добивалась несколько последних лет, исходя из того, что власти используют голоса эмигрировавших из страны армян. По задумке, когда списки будут опубликованы, будет видно, что эмигранты не зачтены, а правящая РПА не присвоила себе их голоса.
Местные эксперты обращают внимание на беспрецедентный уровень согласия оппозиционных партий с результатами выборов. Лидеры «Выхода», «Армянского возрождения» и блока «Армянский национальный конгресс – Народная партия» (две последние не прошли в парламент) заявляют о том, что они признают результаты выборов и благодарят своих избирателей за оказанное доверие.
Блок ОРО обвиняет власти в применении всех видов административного давления на избирателей и вовлечении «уличных авторитетов» в избирательный процесс.
Представители партии обещают остаться «частичкой народа» и продолжить свою работу, а также благодарят граждан, «которые отдали свои голоса, следуя зову совести, вне зависимости от того, за кого они голосовали».