Визит иракского премьера в Вашингтон станет первой встречей нового хозяина Белого дома с главой государства, в котором после вторжения США в 2003 году до сих пор продолжается гражданская война. В предыдущий раз аль-Абади был в столице США в 2015 году при администрации Барака Обамы.
Стороны собираются обсудить совместные действия по борьбе с исламистами в Ираке. Багдад считается главным союзником Америки в регионе после Турции. Однако, как обращают внимание эксперты, Трамп только недавно — во второй редакции своего антимиграционного указа — отменил временный запрет на въезд иракских граждан в США. Ирак был в числе семи стран, эмиграция из которых в США была временно приостановлена. Действия Трампа были негативно восприняты в Ираке, однако руководство страны не поддержало также попавший в список Иран в его предложении продемонстрировать совместную реакцию.
Одной из главных тем встречи будет обсуждение борьбы с силами запрещенной в РФ террористической организации «Исламское государство» (ИГ (организация запрещена в России)) в Ираке. Местные военные при поддержке США c октября прошлого года ведут битву за город Мосул на севере страны, который удерживается исламистами.
От успеха этого сражения зависит возможность полного разгрома группировки в регионе. Переломный момент может произойти в ближайшее время.
На прошлой неделе посол Ирака в России Хайдар Мансур Хади заявил, что исламисты контролируют на данный момент лишь 15% территории провинции. Ранее премьер Ирака отметил, что битва за Мосул может продлиться до начала Пасхи.
Хотя исламисты по-прежнему часто устраивают взрывы и нападения в самом Багдаде, иракскому премьеру в отличие от своего предшественника Нури аль-Малики удалось добиться больших успехов в борьбе с террористами. «Несмотря на провалы, господин Абади смог вернуть контроль над большинством территорий, потерянных господином Нури аль-Малики», — отмечает британский журнал Economist.
В прошлом предприниматель, сделавший карьеру в сфере инженерии и консалтинга во время пребывания в эмиграции в Великобритании, аль-Абади может говорить с Трампом на понятном ему деловом языке. Премьер Ирака надеется убедить американского президента увеличить американскую поддержку Ираку в борьбе с исламистами.
В свою очередь Трамп хочет привлечь на свою сторону Абади в набирающем ход противостоянии с Ираном. «Видя, что Саудовская Аравия идет на улучшение отношений с Ираком, США пытаются давить на Абади, чтобы прекратить иранское влияние. Это будет трудно», — рассуждает в беседе с «Газетой.Ru» аналитик Gulf State Analytics в Вашингтоне Теодор Карасик.
У некогда воевавших друг с другом Ирана и Ирака сегодня близкие союзнические отношения, так как в обоих странах у власти находятся шииты. Иракская армия совместно с отрядами иранских добровольцев участвует в борьбе с ИГ в Сирии — правда, это присутствие стараются не афишировать. В конце февраля иракский премьер заявил об этом публично, сообщив, что иракские самолеты атаковали лагеря исламистов на территории Сирии. Он заявил, что разрешение на подобные действия иракской стороне дал президент Сирии Башар Асад.
Однако, несмотря на союзнические отношения с Ираном, Абади еще раньше дал понять, что Ирак «не желает быть частью никаких региональных конфликтов, которые могут привести к трагедиям в регионе и в Ираке» — так заявил Абади в интервью одному из телеканалов в феврале этого года.
Возможно, иракский премьер во время визита попытается объяснить Трампу, какие катастрофические последствия грозят региону в случае возможных боевых действий против Ирана. Сделать это будет сложно — в этом вопросе Трамп ориентируется на мнение военной элиты, настроенной резко против Ирана.
Это мнение в беседе с «Газетой.Ru» высказал убежденный «трампист», эксперт в области международной безопасности генерал-майор в отставке Пол Валлели.
«Им нельзя будет на своих катерах сновать возле наших кораблей. Мы их будем уничтожать, такого мы не потерпим. Чтобы продемонстрировать способность к диалогу, Иран должен сделать что-то позитивное — это улица с двусторонним движением. Они должны сделать шаг навстречу и не вести себя столь агрессивно».
Убедить Иран сделать что-то «позитивное» в адрес США может как раз руководитель Ирака. Абади может стать для администрации Трампа своеобразным посредником в «переговорах» с Тегераном — после ухода Барака Обамы диалог с Исламской Республикой был полностью свернут.
«Ирак, конечно, будет нести весть Ирану, но я бы не преуменьшал и влияние Москвы в ирано-иракских отношениях», — считает Карасик.
Эксперты отмечают, что визит иракского премьера в Вашингтон проходит на фоне обсуждения представленной на днях Трампу стратегии по борьбе с ИГ, которая была подготовлена американскими военными. Большая часть этой стратегии разработана еще во время администрации Барака Обамы.
В плане Пентагона, как утверждают чиновники, говорится о необходимости продолжения бомбардировок объектов ИГ, усилении помощи местным силам в их усилиях по возвращению иракского Мосула и, в конечном счете, столицы ИГ — сирийской Ракки.
Ряд бывших американских высокопоставленных военных уже подвергли этот план критике.