Решение лишить Марин Ле Пен, кандидата в президенты Франции, депутатского мандата было принято членами Европарламента единогласно. Основанием для подобного решения стала публикация в Twitter Ле Пен фотографий, на которых были показаны зверства боевиков террористической группировки «Исламское государство» (организация запрещена в России).
Речь идет о снимках, размещенных в декабре 2015 года в знак протеста против сравнения ее партии с террористической группировкой. Сама Ле Пен заявила, что решение снять с нее неприкосновенность связано с «действиями системы, которая хочет остановить народного французского кандидата», к коим она себя причисляет.
Несмотря на то что решение было принято по формальным признакам, оно открывает возможности для судебного преследования политика в связи с распространением материалов со сценами насилия.
За данное преступление по французскому законодательству ей может грозить крупный денежный штраф или заключение сроком до трех лет.
Ле Пен также может подвергнуться преследованию и за другие злоупотребления — в финансовой сфере. Европарламент требует от политика возмещения долга в районе €300 тыс. казенных средств, которые она, по данным аудита, якобы потратила на свою партию и телохранителя. Как выяснилось в результате проверки, нанятые Ле Пен сотрудники формально получали зарплату, но свои обязанности в реальности не выполняли. Однако Ле Пен данные обвинения отвергает.
Стоит отметить, что политик в 2015 году уже подвергалась процедуре снятия неприкосновенности. Тогда ее пытались преследовать французские власти после того, как она сравнила молящихся на улицах мусульман с нацистскими оккупантами. Правда, до судебного преследования в то время дело не дошло.
Возможное уголовное преследование Ле Пен может повлиять на ее избирательную кампанию, поскольку, если дело в итоге будет возбуждено, она не сможет принимать участие в предвыборной гонке.
Глава «Национального фронта» Марин Ле Пен пользуется большой популярностью среди французов, разочаровавшихся в социалистах и правых консерваторах и жестко настроенных по отношению к мигрантам. Сейчас рейтинг политика составляет около 25%, в то время как у центриста Эммануэля Макрона — 24%, а у консерватора Франсуа Фийона — 21%.
Правые кандидаты — под ударом
Ле Пен умело играет на настроениях французов и для привлечения более широкого электората — осовременила партию, избавившись от ультраправых идей своего отца Жан-Мари Ле Пена, который даже под нажимом дочери был вынужден покинуть партию, которую сам и основал.
Таким образом, Ле Пен становится уже вторым политиком на правом фланге, который подвергся преследованию, после консерватора Франсуа Фийона. Во вторник, 1 марта, на допрос была вызвана супруга политика Пенелопа Фийон. Ее обвиняют в том, что она якобы фиктивно работала помощником у мужа в то время, когда он был членом французского парламента. Сам Фийон также признал, что его вызвали в прокуратуру для дачи показаний по этому делу.
Как отмечает эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер, тот факт, что судебное преследование может грозить двум кандидатам, является следствием «предвзятости».
«Когда Россию обвиняют в использовании правосудия, можно отметить что и Франция не лучше», — говорит эксперт.
В этой связи, продолжает Брутер, можно сделать вывод, что французская избирательная кампания может «управляться извне» и работать на победу Макрона: «Иначе как объяснить, что у человека, который никому не известен, появляется рейтинг в 20%».
После снятия депутатской неприкосновенности Ле Пен становится «более уязвима», однако до победы она и так бы не дошла, считает собеседник «Газеты.Ru». По мнению эксперта, Ле Пен выйдет во второй тур, но проиграет другому кандидату, кто бы им ни стал.
Известно, что Ле Пен и Фийон, хотя и являются политическими антагонистами, удобны в качестве кандидатов для России, где внимательно следят за их внешнеполитическими высказываниями. Глава «Национального фронта» говорила о возможности признания статуса Крыма в случае победы. Что касается Фийона, то он имеет давние хорошие отношения с президентом России Владимиром Путиным и выступал за снятие санкций с России.