Во вторник в 13.20 по киевскому времени был атакован 3-й редут блокады Донбасса на станции Кривой Торец. По версии штаба блокады, нападавших было в пять-шесть раз больше, чем людей на редуте. Редут устоял, сообщается об одном раненом и одном травмированном. Нападавшие пытались разблокировать пути и дать проехать дизельным электровозам с вагонами, нагруженными углем.
По сообщениям с места происшествия, нападавшие не были похожи на «титушек» (так в Киеве называют спортсменов, нанимаемых для драк на политических мероприятиях и при бизнес-конфликтах), а скорее напоминали серьезных бойцов с навыками спецназа.
Один из блокировщиков заявил «Газете.Ru», что «это были люди из охраны Рината Ахметова и Вадима Новинского», предприятия которого не могут нормально функционировать из-за ограничения движения по железным дорогам.
В любом случае личности нападавших должны быть выяснены, заявляют украинские правоохранители. По сообщению начальника областной полиции генерал-майора Вячеслава Аброськина, полицией были задержаны 37 нападавших.
Генерал не подтверждает версию про ножевые ранения. «Одному из блокадников (так в зоне конфликта называют людей, участвующих в блокаде Донбасса. — «Газета.Ru») 1971 года рождения оказана медицинская помощь. Предварительный диагноз — перелом левой ноги, упал с состава на станции Кривой Торец», — написал на своей странице в фейсбуке Аброськин.
Полиция выехала к месту происшествия по анонимному звонку из близлежащего города Торецка (бывший Дзержинск).
«Гарнизон» 3-го редута блокады состоит из ветеранов и «отпускников» того самого 16-го батальона вооруженных сил Украины (ВСУ), который на старте блокады выступил с видеообращением к президенту Украины Петру Порошенко с политическими требованиями.
Эта баррикада перекрывает ветку Ясиноватая — Константиновка, которая крайне важна для функционирования Енакиевского металлургического комбината.
Сейчас штурма нет, но военные съезжаются
Нападение на редут состоялось на фоне резонансного заявления министра внутренних дел Украины Арсена Авакова, который потребовал дать его подчиненным внятную команду прекратить блокаду.
Аваков предложил депутатам принять закон, который позволяет любому гражданину Украины перекрывать железнодорожные пути, а если такого закона не будет, то не мешать силовикам.
«Тогда давайте придерживаться тех законов, которые есть, и давайте дадим полномочия силовым органам, чтоб возобновить тут ситуацию (железнодорожное сообщение. — «Газета.Ru»)», — сказал Аваков.
Кроме того, участников блокады накануне предупредили, что на предприятиях Рината Ахметова людей агитируют участвовать в снятии баррикад. Информацию, что со вторника на редуты и пикеты блокады начнут свозить гражданских из числа местных жителей, сообщила на своей странице в фейсбуке активистка Людмила Зинчук.
«Мы как-то не обратили внимания на это предупреждение, — сообщил «Газете.Ru» источник, связанный с «Самообороной Мариуполя». — Теперь и не знаем, что думать, но наши сейчас выехали на блокаду все, кто был свободен и мог быстро собраться».
«Газета.Ru» смогла связаться с Галиной Однорог, руководителем Мариупольского штаба поддержки блокады.
«Я в городе, на связи, женщин на помощь не взяли, — пояснила Однорог. — Мне сообщили, что трое пострадавших: один с ножевым, один с переломом пятки и один с сотрясением мозга.
Сейчас штурма нет, но туда съезжаются военные, и ситуация опасная. Я не верю в изолированных титушек, это наезд власти.
Понимаете, мы там Wi-Fi на блокаду провели, это ж «старый» редут уже. Так вот там сегодня у ребят пропала мобильная связь и прекратил работать интернет. Какие титушки это могут устроить?»
Блокада стала серьезно мешать бизнесу. В понедельник остановился последний металлургический актив в самопровозглашенных республиках. Загасил последнюю домну Донецкий металлургический завод, у которого кончились запасы железной руды. В плавку в воскресенье домна дала последние 400 тонн металла при обычной дневной норме в 1500 тонн. Кроме того, во вторник «Славтяжмаш» (на территории, контролируемой Украиной) отменил заказ Енакиевскому металлургическому заводу (ДНР) на изготовление оборудования.
Власть оказалась перед сложным выбором — силовой разгон, очевидно, привлечет новых добровольцев на железнодорожные пути. А не трогать людей, очевидно нарушающих закон и блокирующих работу украинских металлургических предприятий на неподконтрольной территории, чем дальше, тем сложнее.
Введение государственных администраций самопровозглашенных республик на все предприятия горно-металлургического комплекса, которое фактически началось уже со вторника 28 февраля, только усугубило ситуацию.