В германском Бонне на полях саммита министров иностранных дел стран G20 прошла первая встреча глав дипломатических ведомств России и США — Сергея Лаврова и Рекса Тиллерсона. Это была первая встреча между российскими и американскими политиками на столь высоком уровне после вступления в должность президента США Дональда Трампа.
По данным неофициальных источников «Газеты.Ru», на эту встречу обе стороны возлагали большие надежды, поскольку по итогам данного разговора можно было понять, чего ждать от нового руководства Белого дома.
Также источники полагали, что во время переговоров главы внешнеполитических ведомств могут согласовать условия будущей встречи президентов двух стран — Владимира Путина с Дональдом Трампом. С инициативой предоставить площадку для подобного разговора недавно выступил президент Словении Борут Пахор во время своего визита в Москву.
В самом начале встречи Лавров заявил, что у России и США есть «множество вопросов», которые стороны могут обсудить, а также есть возможность определить параметры будущей совместной работы.
Однако начало встречи запомнится и тем, что Тиллерсону не дали закончить свое приветственное слово. «Спасибо, господин Лавров, мне также приятно вас видеть», — успел сказать госсекретарь США, и сразу после этого его прервали и попросили журналистов покинуть помещение.
Во время общения с журналистами после разговора Лаврова спросили о его отношении к перестановкам, которые на этой неделе произошли в администрации Трампа. Журналисты имели в виду бывшего советника президента США по нацбезопасности Майкла Флинна, который был вынужден подать в отставку после того, как стало известно, что он солгал о содержании телефонного разговора с российским послом в США Сергеем Кисляком в конце декабря прошлого года.
Министр иностранных дел России ответил, что Москва не вмешивается во внутренние дела других стран.
Несмотря на ожидания, Сергей Лавров заявил, что не обсуждал со своим коллегой возможную встречу Путина с Трампом. Также во время разговора не затрагивалась и судьба антироссийских санкций.
В свою очередь, Рекс Тиллерсон заявил, что США намерены работать с Россией, если у сторон будут общие сферы для сотрудничества, но Москва должна придерживаться взятых на себя обязательств по урегулированию ситуации на Украине.
«Поскольку на данный момент мы ищем точки соприкосновения, мы ожидаем, что Россия выполнит свои обязательства согласно минским договоренностям, а также будет работать над деэскалацией насилия на Украине», — прокомментировал госсекретарь США.
Тиллерсон ответит за российскую повестку
Стоит отметить: и Тиллерсон, и Лавров ранее заявляли, что настроены на продуктивную совместную работу. Когда Тиллерсон был еще только кандидатом на пост госсекретаря США, Сергей Лавров подчеркивал, что этот человек в команде Трампа явно не является противником сотрудничества с Россией.
Более того, он назвал Тиллерсона человеком прагматичным и был убежден, что именно это его качество поспособствует взаимодействию двух стран по вопросам двусторонних отношений.
Затем, когда Тиллерсон был официально назначен на должность госсекретаря, глава МИД России направил ему поздравительную телеграмму, где выразил надежду на улучшение отношений двух стран.
Такие дипломатические авансы были выданы не случайно. Тиллерсон известен тем, что долгое время был президентом ExxonMobil и «Exxon Нефтегаз» в России, а в 2013 году был награжден российским орденом Дружбы.
По мнению заместителя директора Совета по внешней и оборонной политике Дмитрия Суслова, встреча Лаврова и Тиллерсона, безусловно, имеет очень важное значение, поскольку это первая встреча нового госсекретаря США и министра иностранных дел России.
«Эта встреча также важна и в контексте отставки Майкла Флинна, который был главным переговорщиком с Россией, пока шло утверждение Тиллерсона в должности, за что он в дальнейшем и поплатился», — комментирует эксперт.
На сегодняшний день, как утверждает собеседник «Газеты.Ru», даже если Роберт Гарвард, которого американские СМИ называют фаворитом на замену Флинну, примет предложение Трампа стать советником по национальной безопасности США,
Тиллерсон все равно будет главным политиком, отвечающим за российское направление внешней политики, и именно он возьмет на себя большую часть реализации практических действий в рамках отношений с Россией.
Суслов подчеркивает, что эта встреча также важна в «пристрелочном» плане. «Сторонам было необходимо пройтись по всей повестке. Найти области, где мы сотрудничаем и где нет. А также сферы, где наши разногласия не создают серьезных проблем и где, наоборот, есть серьезные противоречия, и что мы с этим будем делать.
Именно этому и была посвящена встреча — притиркам и инвентаризации российско-американских отношений. Ожидать каких-то прорывных решений от первой встречи было невозможно», — считает собеседник «Газеты.Ru».
Эксперт отдельно отметил, что главное, о чем могли бы договориться министры и заявить по итогам или заявить в будущем, — это разморозка практических российско-американских отношений, которые переживают кризис после политики предыдущей администрации, а также нормализация диалога по всему спектру вопросов.
«Де-факто разморозка уже началась. Свидетельство тому — встреча начальников генеральных штабов России и США. Подобного рода разморозка необходима и в будущем. И если бы об этом могли заявить Лавров и Тиллерсон, это бы говорило о позитивных итогах встречи», — заявил Дмитрий Суслов.
Также собеседник «Газеты.Ru» считает, что основные области, в которых Россия и США на сегодняшний день могли бы сотрудничать, — это борьба с международным терроризмом, урегулирование сирийского конфликта, а также реализация минских соглашений.
«Что немаловажно, Тиллерсон не просто так сделал акцент именно на реализации «Минска-2». Сейчас, безусловно, ситуация сложная.
Вряд ли администрация Трампа сможет в ближайшее время пойти на какие-то серьезные уступки России, поскольку на Белый дом постоянно оказывается давление из-за якобы его связи с российскими правительственными структурами.
И отставка Флинна — прямое тому подтверждение», — подчеркнул Дмитрий Суслов.
Вместе с тем он отметил, что у администрации Трампа есть общий настрой на то, что минские соглашения обязаны выполнять обе стороны. И у Трампа есть политическая воля дать Украине импульс для начала выполнения договоренностей.