«Мы изучаем ситуацию (об утечках), и да, это вызывает обеспокоенность. Некоторые из них совершены таким образом, что публикация данной информации является очевидным нарушением многих правил и законов», — заявил пресс-секретарь Белого дома Шон Спайсер, отвечая на вопрос об утечках содержания разговоров президента страны.
Спайсер не раскрыл подробностей, какой характер носит данное расследование, однако добавил, что Трамп лично обеспокоен тем фактом, что детали его переговоров с иностранными коллегами стали достоянием общественности.
«Конечно, он обеспокоен этим. Мысль о том, что ты не можешь с кем-то поговорить без того, чтобы потом вылезла какая-то информация, вызывает обеспокоенность. Мы пытаемся проводить серьезные дела от имени страны», — сказал Спайсер.
Обсуждение СНВ-3 и «худший разговор из всех»
Такую реакцию представителей Белого дома вызвала публикация агентством Reuters информации о том, что во время телефонного разговора с российским президентом Владимиром Путиным 28 января Трамп был вынужден прерваться, чтобы уточнить у своего помощника информацию о договоре о стратегических наступательных вооружениях (СНВ-3). Позже он осудил его как документ, выгоду из которого, с его точки зрения, Москва извлекает больше, чем Вашингтон. Этот договор подписали президенты России и США Дмитрий Медведев и Барак Обама.
Спайсер был вынужден отбиваться от нападок СМИ, которые предположили, что Трамп попросту не знал, о каком документе идет речь. Вместе с тем пресс-секретарь американского президента заявил, что Трамп знаком с содержанием СНВ-3, однако обратился к своей команде, чтобы оперативно собрать мнения коллег по этому вопросу.
«Это неверно, будто он не знал, о чем идет речь, как это было сказано ранее. Он хотел получить мнение о чем-то, что… является очень сложным», — цитирует The Hill Шона Спайсера, добавляя, что журналисты излишне самоуверенно дают характеристики переговорам президента США.
Reuters ссылается на свои источники, среди которых два действующих американских чиновника и одно бывшее должностное лицо, которые знакомы с содержанием телефонного разговора между лидерами США и России.
Однако это не единственная утечка о содержании переговоров американского лидера, которая в настоящий момент терзает Белый дом. В частности, газета The Washington Post ранее сообщала о том, что разговор Трампа с премьер-министром Австралии Малкольмом Тернбуллом шокировал весь мир.
Во время него Трамп назвал двустороннее соглашение по вопросу о беженцах, которое было заключено его предшественником Бараком Обамой, «худшей сделкой из всех», а также сказал своему коллеге, что их разговор был «худшим из всех», что он имел с лидерами других государств.
При этом американские СМИ тут же вспомнили, что «Австралия является главным союзником США и близким партнером по обмену разведданными».
Кроме того, за первые недели пребывания на посту президента Дональд Трамп успел испортить отношения со своим мексиканским коллегой Энрике Пенья Ньето. Трамп не оставляет идеи построить на государственной границе между Соединенными Штатами и Мексикой стену — с целью борьбы с нелегальной миграцией. Стоимость постройки стены департамент национальной безопасности оценивает в $21,6 млрд, срок — три с половиной года, сообщает Reuters.
По замыслу американского президента, оплачивать проект должна была именно Мексика. С таким подходом не согласился Пенья Ньето, он против физического разграничения пространства между двумя государствами и отказывается оплачивать реализацию этого проекта.
СМИ узнали, что Трамп и Пенья Ньето имели серьезный и довольно жесткий разговор, после которого встреча двух лидеров была отменена.
«Вряд ли это было главное лицо в команде Трампа»
Зная, как готовятся телефонные переговоры с лидерами глав государств, можно предположить, что информацию о них мог «слить» в прессу кто-то из помощников президента, готовящих президента к разговору с тем или иным государственным деятелем. Как правило, перед президентом или госсекретарем во время разговора лежит лист бумаги talking points (пункты разговора) с тезисами, выражающими позицию по тому или иному вопросу. О том, как это происходит, можно судить из переписки экс-госсекретаря США Хиллари Клинтон со своей помощницей Хумой Абедин.
Стоит отметить, что во время первого разговора с президентом России Владимиром Путиным в кабинете Трампа находились несколько сотрудников администрации — вице-президент Майк Пенс, старший советник Стивен Бэннон и советник по вопросам национальной безопасности Майкл Флинн, глава аппарата Белого дома Райанс Прибус.
Теоретически любой из них мог рассказать кому-то из доверенных лиц общее содержание разговора президента США и российского лидера.
Однако программный директор клуба «Валдай» Андрей Сушенцов, один из авторов недавнего доклада «Дональд Трамп: профессиональный профиль нового президента США», считает, что утечки — следствие «саботажа со стороны части низовой бюрократии». «Не думаю, что это главные лица в команде дают утечки», — сказал он в беседе с «Газетой.Ru».