Президент Украины Петр Порошенко намерен провести референдум о вступлении страны в НАТО. Об этом он заявил в интервью немецкому изданию Berliner Morgenpost. По его словам, за последние четыре года число украинцев, поддерживающих членство Украины в Североатлантическом альянсе, увеличилось на 38% и сейчас составляет 54%.
«Если народ Украины проголосует за вступление в альянс, я сделаю все для того, чтобы Украина добилась членства в НАТО», — сказал Порошенко.
Эта инициатива была заявлена на фоне резкого обострения боевых действий на востоке Украины. По данным ВВС, в Авдеевке, вокруг которой сосредоточились бои, появились украинские танки. Сообщается о десятках погибших как со стороны ВС Украины, так и со стороны самопровозглашенных республик Донбасса.
2 февраля ситуацию прокомментировал президент России Владимир Путин в ходе визита в Венгрию. «На фоне явных неудач в сфере экономической, социальной политики активизировалась оппозиция, ее нужно заткнуть, нужно мобилизовать вокруг действующего руководства население. Эта задача тоже достигается легче на фоне возобновления какого-то конфликта», — объяснил он позицию украинских властей.
По словам Путина, киевское руководство, развивая наступление в Донбассе, вынуждает страны ЕС — большинство из которых входит в западный блок НАТО, — а также лидера альянса США направить им новый пакет финансовой помощи. По мнению российского президента, его украинский коллега Петр Порошенко также стремится обратить на себя внимание нового американского руководства во главе с Дональдом Трампом, на которого Украина не делала ставку.
Референдум ни на что не повлияет
По результатам ноябрьского опроса, проведенного Украинским центром экономических и политических исследований имени Александра Разумкова, в случае проведения подобного референдума за членство Украины в НАТО проголосуют 44,3% населения, против тогда высказались 38,1%.
При этом даже положительный исход возможного референдума отнюдь не гарантирует Украине членство в альянсе. Дело в том, что в уставе НАТО закреплено, что «страны, которые пребывают в состоянии межэтнических или внешних территориальных споров, обязаны урегулировать эти споры мирным путем в соответствии с принципами ОБСЕ». Тут же указано, что разрешение этих споров является определяющим фактором при принятии решения о том, «стоит ли пригласить страну присоединиться к альянсу».
Другими словами, если у государства имеются нерешенные территориальные вопросы с другими государствами, то альянс просто не сможет запустить программу по плану действий по подготовке к членству (МАП).
Более того, решение о расширении НАТО должно быть принято единогласно всеми участниками альянса, а это решение должно основываться на консенсусе, поспособствует ли этот шаг безопасности и стабильности в Североатлантическом регионе или нет.
В связи с этим заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин напоминает, что в Грузии уже проводился аналогичный плебисцит. «В 2007 году в Грузии прошел референдум, на котором 75% населения высказались за вступление страны в НАТО. И никакого влияния на решение НАТО этот референдум не оказал. То же самое ждет и Украину, вне зависимости от того, как проголосует народ», — рассказал он в беседе с «Газетой.Ru».
Эксперт уверен, что именно юридические основания, которыми сегодня руководствуется НАТО, станут главной причиной, почему Украина не может рассчитывать на вступление в альянс.
«Сейчас у НАТО все намного проще с причинами, чем было в 2008 году. У Украины есть нерешенный территориальный вопрос, и для НАТО это прекрасная юридическая отмазка», — сказал Храмчихин.
Вместе с тем Североатлантический альянс ранее уже делал исключения из собственных правил, как это было с Б.Ю.Р. Македонией. У нее до сих пор остается нерешенным вопрос с Грецией относительно названия государства. Однако программа МАП была распространена на македонцев.
Аналогичная ситуация у Боснии и Герцеговины, где до сих пор не решен этнический конфликт между сербами и боснийцами. При этом страна ожидает вступления в программу МАП, как только будет достигнут прогресс по проведению реформ.
Однако Александр Храмчихин настаивает, что ситуация с этими странами существенно отличается от той, в которой оказалась Украина, поскольку Македония и Босния и Герцеговина «никому не мешают».
Пока же все сводится к индивидуальным попыткам помочь Киеву. В четверг сенатор-республиканец от Аризоны Джон Маккейн призвал президента США Дональда Трампа разрешить поставки Украине летального оружия для защиты от наступательных действий на востоке страны. Заявление и письмо к Трампу опубликовано на сайте политика.
«В свете последних российских атак и перспектив будущей агрессии против Украины я призываю осуществить предоставленные вам полномочия... и обеспечить Украину летальным оружием для защиты своей территории от последующих нарушений», — говорится в письме.
Маккейн обвинил Россию и ополченцев в эскалации конфликта.
Он также призвал сохранить текущие санкции против России, пока Москва не откажется от присоединения Крыма.
Сенатор подчеркнул, что Соединенные Штаты должны еще раз помочь свободным людям, «дав нашим украинским друзьям помощь, в которой они нуждаются и которой заслуживают».
«Учитывая же попытки России повлиять на наши выборы, я призываю вас расширить текущие санкции в отношении России», — добавил республиканец.
«Эктив Индевор» с украинским акцентом
Отношения Украины и НАТО развиваются достаточно давно — практически сразу после распада СССР. В 1991 году Украина первой на постсоветском пространстве стала членом Совета Евроатлантического партнерства, а в 1994 году первой вступила в программу партнерства ради мира. В 1997 году Киев подписал соглашение об особом партнерстве, после чего была создана комиссия НАТО — Украина.
С этого момента Украина предпринимала еще одну попытку стать членом альянса. Она даже претендовала на вступление в программу по плану по подготовке к членству (МАП), однако в 2008 году на саммите НАТО в Бухаресте представители Италии, Германии и Франции отклонили предложение тогдашнего президента США Джорджа Буша-младшего присвоить Украине статус кандидата на вступление в НАТО.
Тогда это решение было обосновано нежеланием усложнять и без того непростые отношения альянса с Россией. Это отодвинуло перспективу Украины на членство в НАТО в разряд долгосрочных.
Уже в 2010 году пришедший к власти Виктор Янукович заявил, что членство в НАТО не входит в планы украинского правительства. Тогда Янукович объявил приоритетной инициативу создания системы коллективной европейской безопасности, с которой выступил на тот момент президент России Дмитрий Медведев.
Вместе с тем сотрудничество Украины с альянсом на этом не прекратилось: был подписан меморандум «о взаимопонимании и обмене данными о воздушной обстановке, направленный на сокращение числа конфликтных ситуаций в воздушном пространстве». Кроме того, Украина принимала участие в некоторых операциях альянса. Например, во время операции «Эктив Индевор», проводимой в Средиземном море, Киев направил свой корабль. Также Украина была первым государством-партнером, которое поддержало операцию «Оушн Шилд», направленную на борьбу с пиратством у побережья Сомали.
В 2014 году, когда разгорелся военный конфликт на востоке Украины, а также после событий в Крыму, в результате чего российский полуостров присоединился к России, НАТО встало на сторону киевских властей — организация признала референдум в Крыму незаконным, а также объявила о поддержке Украины.
В том же году, после нескольких встреч с руководством НАТО, Порошенко подписывает закон об отмене внеблокового статуса страны и объявляет, что Украина начинает процесс по достижению всех необходимых критериев для вступления в альянс.
При этом президент заявляет об уверенности, что большинство украинцев его поддержит.
НАТО может снова расколоть Украину
По мнению Арно Дюбьена, руководителя франко-российского Аналитического центра «Обсерво» и эксперта Международного дискуссионного клуба «Валдай», идея о проведении референдума о вступлении Украины в НАТО давно витает в воздухе. «После второго «майдана», после 2014 года, после того как ушли Крым и часть Донбасса, большинство граждан Украины с небольшим перевесом выступает в пользу вхождения в НАТО», — считает эксперт.
Однако Дюбьен отмечает, что количество людей, выступающих за членство в НАТО, на данный момент уменьшается, равно как и желание членов НАТО принять Украину в состав альянса.
«Как я понимаю, по сравнению с периодом 2014 года эта поддержка сокращается, также и сама перспектива членства Украины в НАТО становится все более удаленной. Позиция Франции и Германии, обозначенная в 2008 году на бухарестском саммите, осталась неизменной: вступление Украины в НАТО нежелательно. Сейчас и американская позиция по вопросу членства Украины в альянсе скорее изменилась: не думаю, что новая администрация США будет поднимать вопрос о членстве, который стал бы поводом для препирательств с российской стороной», — комментирует собеседник «Газеты.Ru».
Эксперт убежден, что украинское руководство таким образом, скорее всего, привлекает внимание к забытой, уходящей теме: «Для украинских властей действительно важно напомнить о возможности членства в НАТО, сплотить «оранжевый» и «майданный» электорат вокруг популярной темы, заодно напомнив о том, от кого Украина планирует защищаться в рамках НАТО, то есть от России. В каком-то смысле для украинских властей это и мобилизационный шаг».
Арно Дюбьен также выделяет еще один момент. «Есть точка зрения, что часть населения Украины, выступающая против вхождения в НАТО, уже де-факто вне Украины, но существует достаточное количество скептиков, поэтому если поставить вопрос о членстве в НАТО ребром, то можно будет узнать, что на Украине нет единства по поводу членства в альянсе, и это выявление чревато новым политическим кризисом», — уверяет эксперт.