Эффект Коми
Майкл Горовиц сказал, что минюст рассмотрит решение Коми инициировать расследование за несколько дней до голосования, что могло стоить Клинтон победы.
В принципе, Горовиц обладает полномочиями инициировать уголовное дело в случае обнаружения доказательств незаконности действий главы ФБР, однако таких предположений сделано не было. Вопрос скорее заключается в том, действовал ли Коми неправомерно, не делал ли он каких-то неверных суждений и не нарушил ли он принципы министерства юстиции. При этом, какие последствия это может иметь для Коми, до конца неясно.
Среди действий главы ФБР, которые планирует изучить минюст, — пресс-конференция в июле 2016 года, на которой Коми назвал действия Клинтон «крайне неосмотрительными»; письмо американскому конгрессу в конце октября, в котором сообщалось, что вновь открывшаяся информация об утечке писем Клинтон может стать причиной для корректировки ранних выводов расследования ФБР, а также последующее сообщение о вновь закрытом деле против экс-кандидата от демократов.
В самом министерстве юстиции США сообщили, что расследование было начато в ответ на жалобы членов конгресса и общественности по поводу действий ФБР и минюста во время президентской гонки, которые часть конгрессменов рассматривают как «политически мотивированные».
При этом The New York Times отмечает, что Коми как бывший республиканец и бывший сотрудник минюста является удобной мишенью для обвинений в том, что он мог оказать существенное влияние на избирательную кампанию Клинтон с целью обеспечить дополнительные возможности Республиканской партии, которая утечку писем сделала центральным элементом своей кампании.
Сами республиканцы после решения ФБР закрыть дело о преследовании Клинтон также ополчились на Коми.
В штабе Клинтон выразили уверенность, что действия директора ФБР были излишне раздутыми и серьезно подорвали ее шансы на успех в президентской гонке. Кроме того, здесь считают, что заявления Коми относительно Клинтон побудили значительную часть неопределившихся избирателей отдать свой голос за избранного в итоге президентом США Дональда Трампа.
Представители ФБР отреагировали на сообщение о расследовании и заявили, что готовы сотрудничать с министерством юстиции, а Коми охарактеризовал Горовица как «профессионального и независимого» специалиста.
«Я очень надеюсь, он сможет поделиться своими выводами и наблюдениями с общественностью, поскольку все выиграют от вдумчивой оценки и прозрачного расследования», — говорится в заявлении главы ФБР.
Отреагировали на расследование и в штабе Клинтон, где сообщили, что разбирательство вокруг действий Коми нужно было провести уже давно. «Это весьма обнадеживает, и мы ждали его давно, учитывая, насколько глава ФБР Коми отошел от правил минюста, — заявил Брайан Фэллон, бывший пресс-секретарь избирательной кампании Клинтон. — Подобное расследование, хотя его и следовало начать раньше, абсолютно необходимо для того, чтобы сделать первый шаг к восстановлению репутации ФБР как внепартийного института».
ФБР «протащило» Трампа
В конце октября, за 11 дней до выборов, ФБР заявило о возобновлении расследования в отношении Клинтон из-за утечки ее электронных писем. Новые письма были обнаружены в смартфоне и компьютере помощницы Клинтон Хумы Абедин. Переписку между Абедин и Клинтон ФБР обнаружило случайно. Агенты искали вещественные доказательства по делу Энтони Вайнера, бывшего супруга Абедин. Сам он обвиняется в непристойном поведении за то, что рассылал собственные обсценные фотографии коллегам и знакомым женского пола. В рамках расследования проверили также технику Абедин, на которой и были обнаружены ранее неизвестные письма Клинтон.
Абедин утверждает, что была уверена: вся ее переписка с Клинтон была автоматически стерта с ее компьютеров и смартфонов много месяцев назад. Ее адвокаты рассказали журналистам: файлы, обнаруженные ФБР, находились на компьютере, которым Абедин не пользовалась.
Как отметил Коми в письме конгрессу США позже, ФБР «не изменило выводов, которые были сделаны в июле».
Дело в том, что скандал вокруг электронной переписки Клинтон длится еще с 2015 года. Тогда СМИ стало известно, что в ее бытность госсекретарем США (с 2009 по 2013 год) часть рабочих мейлов Клинтон рассылала со своего домашнего ящика. Ящик не был защищен от взлома, поэтому хакеры могли с легкостью получить доступ к секретной информации, важной для американской госбезопасности.
В июле 2016 года глава ФБР Коми заявил, что по итогам проверки в письмах Клинтон не было обнаружено доказательств этого.
Поэтому, когда Коми за 11 дней до выборов написал конгрессу открытое письмо, что возобновляет проверку, многие соратники Клинтон сочли это не процессуальным казусом, а попыткой политического давления со стороны спецслужб США.
После возобновления расследования ФБР рейтинги Клинтон рухнули в одночасье. Ранее казалось, что республиканец Дональд Трамп уже не сможет догнать ее по популярности.
Вся ситуация выглядела так, что ФБР за полторы недели до дня выборов решило вмешаться в предвыборную гонку и «протащить» Трампа на президентское кресло.