В попавшей в распоряжении американского издания Foreign Policy аналитической записке, посвященной приоритетам в обороне новой администрации Трампа, отсутствует упоминание о России. Главными задачами здесь обозначены борьба с «Исламским государством» (ИГ, организация запрещена в России), сокращение дефицита бюджета, разработка новой стратегии кибербезопасности и поиск путей повышения эффективности работы Пентагона.
Позитивный сигнал
Россия на протяжении последних нескольких лет указывалась «угрозой №1» для Соединенных Штатов, и тот факт, что она не появилась в нынешней аналитической записке, должен вызывать обеспокоенность, заявила бывший высокопоставленный чиновник Пентагона Эвелин Фаркас.
Дональд Трамп официально еще не вступил в должность, однако
этот документ вызывает серьезные опасения военных чиновников в США, поскольку он пересматривает подход к формированию внешней политики Соединенных Штатов в целом.
В настоящий момент в США действует Стратегия национальной безопасности, принятая в феврале 2015 года. Ее особенностью стало четкое определение внешнеполитических угроз, и особо пристальное внимание здесь уделяется индивидуальным оборонным стратегиям России, Китая и Индии. Изменение внешнеполитического курса, если Трамп на самом деле настроен восстанавливать политический диалог между Москвой и Вашингтоном, потребует принятия новой Стратегии.
Совет безопасности России в марте прошлого года писал, что «анализ Стратегии (национальной безопасности США) показывает, что в отличие от предыдущей (2010 года) редакции она имеет явную антироссийскую направленность и формирует негативный облик нашей страны».
Несмотря на то что руководство Пентагона после инаугурации Трампа поменяется, в структуре оборонного ведомства останутся люди, настроенные по отношению к России достаточно жестко.
Например, известно, что пост председателя Объединенного комитета начальников штабов сохранит генерал Джозеф Данфорд, который еще в прошлом году, выступая перед членами комитета Сената по международным отношениям, утверждал, что ни одна другая угроза не может быть более серьезной для США, чем Россия.
«Если вы желаете, чтобы я назвал государство, которое реально угрожает Соединенным Штатам, то я бы указал на Россию.
Если вы посмотрите на ее поведение, это не может не вызывать тревогу», — говорил он. Следом — по степени убывания степени угрозы — шли Китай, Северная Корея и ИГ.
Новый министр обороны США — генерал Джеймс Мэттис — тоже не настроен доброжелательно к Москве. Трамп рассчитывает на боевой опыт нового главы Пентагона, боровшегося с террористами в Ираке и Афганистане, однако Мэттис также категорично относится к России.
Эксперты сомневаются в том, что внешняя политика с приходом Трампа резко поменяется. Специалист в области международной безопасности Виктор Мизин считает, что, несмотря на то что документ «посылает позитивный сигнал, основы внешней политики сохранятся».
«Сейчас только ленивый не говорит, что у него приоритеты поменяются — его больше интересуют Китай и Иран, нежели Россия. Но основы внешней политики сохранятся, и в ней Россия если не угроза, то вызов в военной и ядерной сфере», — говорит эксперт, по мнению которого Трампу придется прилагать большие усилия, чтобы что-то изменить.
Победа над ИГ важнее
Представители будущей администрации Трампа отказались отвечать на вопрос о том, какое место занимает Россия во внешнеполитических приоритетах избранного президента, но при этом подчеркнули, что попавший в прессу список не является исчерпывающим.
«СМИ, пытающиеся говорить, что перечень тем представляет все приоритеты избранного президента, полностью ошибаются и вводят в заблуждение», — заявила пресс-секретарь переходной команды Джессика Дитто.
В Пентагоне также воздержались от комментариев, предложив обратиться напрямую к авторам аналитической записки. «Мы предоставили им (команде Трампа. — «Газета.Ru») множество информации относительно российской политики», — прокомментировал документ заместитель пресс-секретаря министерства обороны США Гордон Троубрайд.
Вместе с тем Трамп с самого начала своей избирательной кампании открыто утверждал, что налаживание отношений с Россией — в интересах США, особенно это относилось к борьбе с террористами в Ираке и Сирии.
«Разве это не было бы хорошо, если бы мы объединились с Россией и отправили в ад ИГ?» — спрашивал у своих сторонников избранный президент еще в июле. Надо отметить, что от этой линии Трамп не отказывался на протяжении всей президентской гонки.
Кроме того, в пользу пересмотра отношений с Россией говорит и назначение на прошлой неделе главы ExxinMobil Рекса Тиллерсона главой Госдепартамента. При этом Трамп подчеркивал, что опыт ведения бизнеса с Россией может стать главным активом в международных переговорах.
Это стало основанием предполагать, что после прихода к власти Трампа Вашингтон может пересмотреть подход к санкционной политике против Москвы, поскольку еще в 2014 году, когда ограничения против российской экономики только вводились, Тиллерсон активно выступал против них.
«У Трампа появятся свои документы»
При этом не стоит забывать, что каждый президент, приходя к власти, выпускает свои доктринальные документы, и там отражаются его внешнеполитические приоритеты, подчеркивает заместитель директора Института США и Канады РАН, генерал-майор в отставке Павел Золотарев.
«При Джордже Буше доктрина разительно отличалась от документов Билла Клинтона. Надо ждать, когда у Трампа появятся свои документы, но на это уйдет не меньше года», — рассказал собеседник «Газеты.Ru».
Вместе с тем Золотарев подчеркнул, что
решение поставить Россию на первый уровень угрозы было недоразумением со стороны администрации Барака Обамы, и этой аналитической заметкой «оно было исправлено».
По мнению профессора Европейского университета в Санкт-Петербурге Ивана Куриллы, такое изменение выглядит логичным, исходя из ситуации в политике США в последние месяцы.
«Трамп уже сам говорил, что американское государство при президенте Обаме не там видит своих врагов, и это, очевидно, будет закреплено в документах нового хозяина Белого дома. Это, конечно, не означает, будто США в одночасье снимут санкции или как-то еще шагнут навстречу России», — рассказал эксперт.
Смена президента, продолжает Курилла, создает для российской внешней политики окно возможностей в сближении с Соединенными Штатами.
«Не стоит только ждать от Вашингтона односторонних шагов. В Москве должны быть готовы предложить что-то интересное американцам», — добавляет собеседник «Газеты.Ru». По его мнению, это может быть новое решение по Сирии, Украине, а может, и что-то совсем не попадающее пока в сводки новостей.
Однако администрация Обамы, утратив значимые рычаги воздействия на Россию в плане внешней политики, продолжает усиливать экономическое давление. Накануне стало известно, что американские санкции были расширены как против физических, так и против юридических лиц.
«Целью введения данных санкций является сохранение давления на Россию», — отметил глава департамента по контролю за иностранными активами минфина США Джон Смит.
При этом эксперты, опрошенные «Газетой.Ru», считают, что это расширение является следствием желания Обамы «напоследок оставить отметину».
Кроме того, налаживание диалога с Москвой, что в вопросе экономического, что в плане политического сотрудничества, потребует от Трампа серьезных усилий, поскольку ему предстоит работать с американским конгрессом, большинство в котором сейчас занимают республиканцы, позицию которых в отношении российской политики изменить будет сложно.