Посол России в Турции Андрей Карлов получил смертельное ранение на открытии выставки «Россия глазами турок» в Центре современного искусства в Анкаре. Убийцей оказался 22-летний сотрудник полицейского спецназа Мерт Алтынаш. В момент совершения преступления он кричал «Убирайтесь прочь!» и «Не забывайте про Алеппо!». Журналисты Mirror также говорят, что преступник кричал: «Мы умирали в Алеппо, а ты умрешь здесь!».
Бессмысленный теракт
Российские власти назвали этот инцидент терактом. Убийство посла РФ осудили США, Великобритания, Германия, а также ООН и политики других стран.
«Гнусная атака на члена дипломатического корпуса недопустима, и мы вместе с Россией и Турцией в нашем желании бороться с терроризмом во всех его формах», — заявил представитель Совета по национальной безопасности США Нед Прайс.
Избранный президент США Дональд Трамп также заявил, что убийство российского дипломата «является нарушением всех норм цивилизованного порядка». Кроме того, он также согласился с оценкой происшествия как теракта, совершенного исламистом.
Госсекретарь США Джон Керри назвал это происшествие «подлым действием». Генеральный секретарь ООН считает убийство Карлова «бессмысленным актом террора».
Достаточно оперативно на события в Анкаре отреагировал и Совбез ООН, который признал убийство российского дипломата террористическим актом. «Члены Совета Безопасности подчеркнули необходимость привлечь исполнителей, организаторов и спонсоров террористического акта к правосудию», — отмечается в тексте заявления СБ ООН для прессы.
В этом же ключе высказался и глава МИД Великобритании Борис Джонсон: «Шокирован новостью о подлом убийстве российского посла в Турции. Мои мысли сейчас с его семьей. Я осуждаю это трусливое нападение». Глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что вся страна осуждает этот террористический акт.
«И российское руководство, и российский народ прекрасно понимают, что этот теракт направлен не только на Карлова, но и на Турцию и на Россию», — заявил он, подчеркнув, что Россия является значимым в регионе партнером, поэтому отношения двух стран не будут испорчены.
Россия и Турция только сплотятся
Убийство Карлова вызвало широкий резонанс и в зарубежных СМИ, большинство из которых пишут, что если целью террориста был срыв российско-турецких договоренностей по Сирии, то он добился совершенно противоположных результатов.
Американская газета The Washington Post отмечает, что убийство посла стало «наиболее разнузданным ответом» террористов после того, как Москва вступила в конфликт в Сирии на стороне президента Башара Асада, начав «вызвавшие осуждение во всем мире» бомбардировки Алеппо.
В другом аналитическом материале издание отмечает, что этот теракт создает кризисную ситуацию для турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана, так как он будет «вынужден пойти на уступки России после гибели ее посла». В статье также подчеркиваются проблемы безопасности в Турции, однако, по словам одного из экспертов The Washington Post Айкана Эрдемира, признание этих проблем будет для турецкого руководства «признанием в плохом управлении».
В свою очередь The New York Times отмечает, что о долговременных последствиях произошедшего говорить пока что рано, тем не менее эксперты считают, что трагедия может сблизить позиции России и Турции в вопросе борьбы с терроризмом.
Издание приводит мнение эксперта по Турции вашингтонского центра The Atlantic Council Арона Штейна, который утверждает, что убийство посла может «поставить под удар позиции обеих сторон в Сирии».
Такой же позиции придерживаются аналитики, опрошенные британской The Guardian. Журналисты газеты отмечают, что
убийство посла России в Турции только сблизит позиции Москвы и Анкары в борьбе со своими стратегическими противниками в Сирии.
При этом дипломатические аналитики утверждают, что у лидеров двух стран в настоящий момент нет никаких причин ослабить достигнутые договоренности по сирийскому урегулированию, которые «позволяют каждой стороне преследовать свои собственные цели в этой войне».
Быстрая реакция ведущих западных государств на происшествие в Анкаре пришла на фоне осуждения операции в Алеппо, на это обращает особое внимание корреспондент BBC. Вместе с тем британский телеканал целенаправленно избегает слова «теракт» в своей статье, используя его только в цитатах в основном представителей российского МИДа. Вместо этого BBC пытается представить произошедшее в качестве реакции общества, разгневанного действиями российских военных в Сирии.
«Возникает ощущение, что политическая борьба вокруг будущего Сирии выливается в общественную ненависть», — пишет корреспондент BBC в Турции.
Турецкая пресса при этом единодушно называет убийство российского посла в Анкаре терактом, а Hurriet напрямую связывает это с трехсторонними переговорами между главами министерств обороны и иностранных дел России, Турции и Ирана, которые пройдут 20 декабря в Москве.
Вопросы к политике безопасности Турции
За этим терактом стоят силы, противостоящие улучшению отношений Турции и России, считает экс-министр иностранных дел Турции, эксперт Международного дискуссионного клуба «Валдай» Яшар Якыш. «У турецко-российских отношений есть несколько измерений, и этот инцидент не должен способствовать ухудшению в каком бы то ни было из них, хотя это будет непросто», — сказал он в беседе с «Газетой.Ru».
По мнению Яшара Якыша, турецкие политики должны выразить соболезнования по поводу того, что они не предотвратили саму возможность этой трагедии. Особенно негативно неспособность обеспечить безопасность в стране отражается на переговорах по визовому вопросу. Однако, по мнению дипломата, отношения Москвы и Анкары в долгосрочной перспективе, несмотря на произошедшую трагедию, должны полностью наладиться.
России и Турции в сложившихся условиях необходимо еще более интенсивно решать существующие проблемы двусторонних отношений и продолжать исполнять взятые обязательства, убежден руководитель кафедры международных отношений Ближневосточного технического университета Турции в Анкаре, эксперт Международного дискуссионного клуба «Валдай» Хусейн Багджи.
«Впервые на турецкой земле погибает российский дипломат, это новое и трагическое явление в нашей совместной истории. Возникает вопрос к государству: почему они могли пропустить такого охранника, закрепить его за российским послом? Это говорит о плохой политике безопасности, создает ее отрицательный имидж», — рассказал он в беседе с «Газетой.Ru».
Но несмотря на произошедшее, эксперт уверен, что российско-турецкие отношения продолжат развиваться в конструктивном духе.