Китайский военный корабль захватил американский автономный подводный дрон в международных водах Южно-Китайского моря (ЮКМ). Об этом сообщает агентство Reuters, ссылаясь на чиновника в министерстве обороны США. Согласно его словам, инцидент произошел 15 декабря.
При этом чиновник Пентагона рассказал телеканалу CNN, что судно КНР украло американский беспилотник «буквально на глазах» у команды американского океанографического судна, которое собиралось поднять его на борт.
По словам сотрудника ведомства, американское судно USNS Bowditch шло примерно в 161 км от филиппинского порта Субик-Бей.
В момент кражи корабль находился в Южно-Китайском море в международных водах. USNS Bowditch остановился, чтобы поднять на борт два подводных дрона.
Однако, по словам чиновника минобороны США, китайское судно в это время спустило на воду свою лодку, она подошла вплотную к дронам, один из которых Китай и забрал к себе на борт.
Военный чиновник заметил, что на запросы США по радиосвязи и заявления о том, что похищенный дрон является американской собственностью, китайская сторона не ответила. Лишь после того, как американский корабль развернулся, Китай связался с ним и заявил, что они возвращаются в зону выполнения своих плановых операций.
Пентагон пока никак официально не прокомментировал этот инцидент в Южно-Китайском море. Мотивация таких действий Китая не совсем понятна, но это уже не первый раз, когда КНР идет на провокацию по отношению к Вашингтону.
«За минувшие годы Китай серьезно развивал силы подводной борьбы, это стало очевидным в нынешнем инциденте. Если США оценивали этот потенциал китайских ВС по данным, скажем, от 2005 года, то они сильно ошибались», — рассказал «Газете.Ru» Алексей Фененко, ведущий научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН.
По его мнению, инцидент между Китаем и США тем опаснее, что он случился в Южно-Китайском море, которое является предметом территориального спора между Пекином и другими странами, имеющими доступ к акватории. Среди них Вьетнам, второй крупнейший партнер России по военным закупкам.
Принадлежность Парасел и Спратли сейчас оспаривается сразу шестью государствами: Вьетнамом, Китаем, Тайванем, Малайзией, Филиппинами и Брунеем.
Но статус Парасел и Спратли не определен, как, соответственно, и исключительные экономические зоны (районы, находящиеся за пределами территориального моря и подпадающие под действие особого правового режима).
Некоторые Парасельские острова и Спратли в той или иной степени используются людьми. Например, занятый Китаем остров Вуди в Парасельской гряде: с лета 2012 года он открыт для туристов, а на его территории был построен отель для посетителей. Острова же Спратли регулярно используются рыбаками в качестве перевалочных пунктов.
Впрочем, главную ценность представляют залегающие под ЮКМ запасы углеводородов.
Согласно расчетам аналитиков Китайской национальной шельфовой нефтяной корпорации (CNOOC), в акватории ЮКМ содержится примерно 125 млрд баррелей нефти и 14 трлн куб. м газа. При текущем уровне потребления нефти (3,78 млрд баррелей в год) нефтяных запасов ЮКМ Китаю бы хватило более чем на 30 лет.
Важен и транспортный аспект: ежегодно через акваторию проходят около 40 тыс. судов, узел обеспечивает 80% импорта углеводородов в Восточную Азию. При этом на морской импорт нефти приходится 75% всех поставок нефти в КНР (44,5% всей потребленной нефти). Более 75% импортируемой в Китай нефти поступает с Ближнего Востока (основные контрагенты — Саудовская Аравия, Оман, Иран, Ирак), а также из Африки (Ангола).
Отсутствие компромисса по вопросу принадлежности островов толкает страны Юго-Восточной Азии к сближению с США. Впрочем, стабильности региону присутствие американского флота не добавляет, констатируют эксперты.
По мнению Фененко, США могут решиться на демонстрацию силы. Например, в очередной раз введут несколько эсминцев в Южно-Китайское море. При таком развитии событий реакцию КНР предугадать трудно.