12 декабря были объявлены официальные и финальные результаты президентских выборов в Приднестровской Молдавской Республике (ПМР). По этим данным, Вадим Красносельский набрал чуть больше 62% голосов. Его главный оппонент, действующий президент непризнанного государства Евгений Шевчук, получил 27,38%.
Состоявшееся накануне голосование проходило довольно активно. Из 415 тыс. граждан ПМР, имеющих право голоса, в выборах приняли участие 59%.
На пост президента претендовали шесть кандидатов. Все они выступали за достижение международного признания независимости Приднестровья, а также за сохранение и расширение связей с Россией.
Силовой вопрос
Ситуация вокруг приднестровских выборов нагнеталась вплоть до дня голосования. Предвыборная гонка приняла характер жесткого конфликта между Шевчуком и Красносельским. Первый выступал с резкой критикой крупнейшего (и единственного) холдинга в ПМР «Шериф», который был на стороне Красносельского. В свою очередь, структуры, прямо или косвенно принадлежащие «Шерифу», вели активную борьбу против действующего президента. Верховный совет ПМР, где 33 депутата из 43 являются членами партии «Обновление», регулярно тормозил законодательные инициативы Евгения Шевчука.
Но и без предвыборной критики со стороны Красносельского и телеканала ТВС, принадлежащего холдингу «Шериф», антирейтинг президента ПМР был высок. Его считали главным виновником ухудшения экономической ситуации в Приднестровье.
Приднестровская экономика стала испытывать проблемы после смены власти на Украине в феврале 2014 года. Новое киевское руководство стало ограничивать вывоз и ввоз продукции в непризнанную республику. Евгений Шевчук стал автором самой неприятной для приднестровцев финансовой инициативы: на 30% были урезаны пенсии и зарплаты бюджетников в прошлом году.
На внешнеполитическом поле, несмотря на многочисленные обещания, не был достигнут прогресс в отношениях с Россией, то есть в деле признания независимости ПМР или включения в состав РФ.
В отношениях с Молдавией продолжались бесплодные переговоры о разрешении приднестровского конфликта, но и они никаких практических результатов не дали.
Тем не менее, по словам источника «Газеты.Ru» в Тирасполе, у Шевчука сильны позиции среди местных силовиков, и рассматривались варианты вмешательства в процесс голосования. Ранее по инициативе местного МВД, например, предполагалось установить палатки. В них бы дежурили сотрудники паспортных столов перед входами на избирательные участки, чтобы проверять личность тех, кто пришел сделать свой выбор. Однако приднестровский ЦИК обратился в суд, и инициатива милиции была отменена накануне дня голосования.
После окончания голосования принадлежащий правительству телеканал «Первый Приднестровский» выпустил несколько сюжетов подряд, в которых наблюдатели из России, Сербии и местные жители сообщали о нарушениях в ходе выборов.
Результаты голосования ЦИК не объявлял до 15 часов понедельника. Хотя на всех предыдущих выборах президента и Верховного совета результаты становились известны уже через шесть-семь часов после закрытия избирательных участков.
Европейский стиль «Шерифа»
Вадим Красносельский родился в российском Забайкальском крае. С 1993 года служил в органах МВД Приднестровья. С 2007-го по 2012-й возглавлял эту структуру. Был уволен президентом Евгением Шевчуком и в итоге перешел на работу в холдинг «Шериф».
«Шерифу» принадлежат крупнейшие производства, единственный мобильный оператор, единственная сеть автозаправок, крупнейшая торговая сеть и многие другие активы в Приднестровье. Экспорт его продукции на 70–80% ориентирован на Молдавию и страны Евросоюза.
Холдинг принадлежит двум приднестровским олигархам: Виктору Гушану и Илье Казмалы. Свои основные финансовые активы, как рассказал источник «Газеты.Ru» в Тирасполе, они хранят в Германии.
По ходу предвыборной гонки Красносельский неоднократно обещал, что, став президентом, будет держать курс на дальнейшее укрепление отношений с Россией. «Интеграция нашей экономики с Евразийским союзом и с российской экономикой, чтобы у нас сложились крепкие экономические узы с РФ, которые максимально сблизят нас», — сказал новый президент Приднестровья на пресс-конференции 12 декабря.
Что касается будущего государственного устройства ПМР, то Красносельский, как и другие претенденты на пост президента, говорил о незыблемости независимости ПМР и стремлении добиться ее включения в состав России в будущем.
Тем не менее с победой Красносельского уже поздравил новый президент Молдавии Игорь Додон и выразил пожелание уже в ближайшие недели встретиться с ним с столице непризнанной республики. Додон придерживается идеи федерализации, чтобы разрешить приднестровский конфликт, то есть «легализации» непризнанной республики в качестве федерального субъекта в составе Молдавии.
По мнению кишиневского журналиста Павла Григорчука, после победы Красносельского в ПМР сложится схожий с Украиной и Молдавией режим.
«На территории Украины, Молдовы и втиснутой между ними самопровозглашенной республики окончательно установилась власть олигархов. Причем все три олигархии нисколько не настроены друг с другом конфликтовать, — рассказал собеседник «Газеты.Ru». — Приднестровский олигарх Виктор Гушан, фактический владелец холдинга «Шериф», большую часть времени проводит в Кишиневе и Бухаресте, является совладельцем одного из украинских мобильных операторов».
В ходе одного из недавних журналистских расследований выяснилось, что Гушан был замечен на частном самолете молдавского олигарха Владимира Плахотнюка, который подчинил себе все структуры власти в Молдове и находится в дружеских отношениях с президентом Украины.