Эрдоган никогда не скрывал, что не хочет видеть сирийского президента Башара Асада на вершине власти в Дамаске. Однако заявление лидера Турции от 29 ноября прозвучало особенно жестко.
«По моим оценкам, в Сирии погибло около 1 млн человек. И люди продолжают умирать, нет никаких исключений для женщин и детей. Где ООН? Что она делает? Она в Ираке? Нет. Мы долго терпели, но в итоге были вынуждены войти в Сирию вместе со «Свободной сирийской армией» (общее название отрядов умеренной антиасадовской оппозиции. — «Газета.Ru»), — заявил Эрдоган. — Мы здесь для того, чтобы восстановить справедливость. Мы пришли в Сирию, чтобы положить конец правлению жестокого тирана Асада, который устроил в стране государственный террор».
Заявление Эрдогана прозвучало на фоне успехов, которые делают лояльные Асаду войска в Алеппо.
По данным Минобороны России, 29 ноября сирийские ВС не только заняли северо-восточную часть города, очистив ее от радикалов, но также начали наступление на юго-восток.
Если Алеппо будет полностью захвачен армией Асада, которая действует при поддержке отечественной авиации, это станет крупнейшим успехом Дамаска как минимум в текущем году. Алеппо позволяет контролировать северные территории Сирии, где сегодня Турция расширяет свою операцию «Щит Евфрата».
Операция «Щит Евфрата» началась в августе 2016 года. Ее целью была поддержка «Свободной сирийской армии», борющейся против Асада, и создание зоны безопасности вдоль границ Турции от местных курдских боевиков.
В последние месяцы Эрдоган несколько умерил свою риторику в адрес Асада. Это произошло на фоне восстановления отношений Анкары с Москвой.
Однако на прошлой неделе, после того как под ударами сирийской авиации погибли трое турецких солдат, Анкара пересмотрела свою позицию.
Успехи Асада в Алеппо только подстегнули ситуацию.
«Имеет место политика двойных стандартов, — заявил «Газете.Ru» Александр Кирпичев, политолог, специалист по связям с турецкими СМИ. — Утверждая после попытки военного переворота в Турции, что власть в стране может смениться только конституционным путем, а после допуская подобные высказывания по Сирии, Эрдоган противоречит сам себе».
Москва напряглась
«Эрдоган заявил: турецкие войска вошли в Сирию с целью свергнуть Асада. Но эта цель не выглядит выполнимой. Очень похоже на политическую риторику», — написал в своем твиттере российский сенатор и бывший глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков.
«Вряд ли это заявление Эрдогана будет способствовать сирийскому урегулированию, это заявление даже усложняет ситуацию для сирийского урегулирования, — заявил РИА «Новости» первый заместитель председателя комитета ГД по международным делам Дмитрий Новиков. — Позиция российской стороны выверена. Она состоит в том, что Асад является законно избранным президентом, а с мировым терроризмом надо бороться. Не вижу смысла пересматривать эту позицию».
«Очевидно, что заявление Эрдогана связано с телефонными переговорами с Путиным. Это однозначно, — сообщил источник «Газеты.Ru», близкий к МИД РФ. — Подозреваю, что Эрдоган начал переходить черту в сирийской войне, и лидеры пытались найти общее решение по этому вопросу».
Лидеры России и Турции в последние дни говорили по телефону два раза: 25 и 26 ноября. Это произошло после сирийского удара по турецким военнослужащим.
«Эрдоган считает, что это сделали сирийские военные при поддержке Российской армии. Более того, Эрдоган понимает: битва за Алеппо является ключевой, и тогда Асад полностью укрепит свои позиции в Сирии, — добавил источник «Газеты.Ru». — Эрдоган не раз заявлял, что он поддерживает идею целостности Сирии, но понимание, каким путем она будет достигнута, у него другое. Важно понимать, что маски сброшены, Эрдоган высказал свои истинные мотивы, и Россия будет к этому готова. При таком сценарии российско-турецкие договоренности по Сирии могут быть аннулированы».
Есть предположение, что Дамаск и Москва хотят полностью овладеть Алеппо, пока в Белый дом не пришла новая администрация во главе с Дональдом Трампом. Это поможет усилить переговорные позиции России.
По мнению ведущего аналитика Gulf State Analytics в Вашингтоне Теодора Карасика, Турция хочет «урвать себе кусок пирога» и не выглядеть «бессильной» в глазах союзников по НАТО на фоне ситуации в Алеппо.
«Турция вряд ли сможет воплотить свои угрозы, — считает собеседник «Газеты.Ru». — Свержение Асада означало бы вступление в прямую конфронтацию с Россией, чего Эрдоган явно не желает. Идеи по свержению Асада давно оставили и США».
При этом, как отмечает Карасик, сам Асад видит в высказываниях Эрдогана риторику, направленную как на международную, так и на внутреннюю турецкую аудиторию.