Глава комитета по международным делам германского бундестага Норберт Реттген заявил, что сирийский Алеппо «уже пал» и в этом немалую роль сыграла Россия. «Успешное завершение осады Алеппо станет победой для президента Сирии Башара Асада, для России и для Ирана, — рассказал он в интервью телеканалу ARD. — И это мощный политический сигнал. Алеппо — последний крупный город, который удерживали сирийские повстанцы. Это не только важная стратегическая точка. Это еще и символ того, что в Сирии никто ничего не делает».
Реттген имел в виду западную коалицию, главной задачей которой, по его мнению, должно стать сдерживание России в Сирии.
«Много говорится о военных преступлениях в Сирии. Но слово «Россия» в этом контексте отсутствует, — заявил политик. — Назвать вещи своими именами, назвать главного военного преступника в Сирии должно стать не просто нашим желанием, а нашей обязанностью».
Военное решение России
29 ноября МИД Германии опубликовал официальное заявление, в котором выражал обеспокоенность действиями России и Ирана на сирийской территории. Реттген, в свою очередь, настаивал, что санкции должны быть введены только против РФ. «Да, мы хотим протянуть руку Москве, хотим открыть новую страницу в двусторонних отношениях. Но мы не можем молчать, когда в Сирии происходят военные преступления», — добавил немецкий политик.
Сам Реттген — представитель Христианско-демократического союза, правящей партии Германии, которую возглавляет канцлер страны Ангела Меркель.
Накануне Реттген и еще один депутат бундестага — представительница партии «Союз-90/Зеленые» Франциска Брантнер представили петицию, которая призывает власти ЕС ввести новые санкции против России и обеспечить воздушный коридор для снабжения Алеппо.
«Благодаря российской помощи Асаду стерты с лица земли города, множество людей загнано в бегство, сброшено большое количество бомб, а также намеренно были разрушены некоторые больницы и школы», — гласит петиция, текст которой доступен на открытом ресурсе Change.org.
В петиции также закреплено, что под предлогом борьбы с терроризмом в Сирии уже более шести лет ведется война с собственным народом, в которой погибают мирные жители.
«Евросоюз обязан наложить санкции хотя бы на тех россиян, кто напрямую связан с этими ужаснейшими преступлениями. Нельзя допустить того, чтобы эти люди спокойно летали в Париж и Мюнхен перед Рождеством, в то время как в Сирии гибнут женщины и дети», — утверждается в петиции.
«Евросоюз утверждает: у сирийского конфликта нет военного решения. Это правда, с одной стороны, но с другой — правда и то, что Россия как раз использует военные решения, продвигая свои интересы в Сирии, — рассказал глава комитета бундестага в интервью ARD. — В этом виновата позиция западных стран, в том числе американцев. Они оказались не способны обеспечить бесполетную зону, чтобы защитить сирийских гражданских лиц».
Меркель меняет союзников
По мнению Александра Рара, научного директора Германо-российского форума, петиция Реттгена и Брантнер — это лишь декларация о намерениях. Хотя бы потому, что решение о новых санкциях против России на уровне ЕС нужно согласовать со всеми странами союза. Между тем еще в конце октября Евросоюз не смог согласовать новый пакет антироссийских санкций, поскольку Италия, Испания, Австрия, Кипр и Греция выступили против. Вряд ли эти страны передумают, рассматривая петицию Реттгена и Бартнер.
«Эти депутаты — заметные фигуры в бундестаге. Петиция по Сирии отражает другой важный для Германии политический процесс, — считает Рар. — Это один из первых признаков того, что канцлер страны Ангела Меркель перед началом предвыборного периода в стране начинает ориентироваться на другой формат правящей коалиции».
По его мнению, Меркель и ее ХДС перестают ориентироваться на нынешний союз с социал-демократами Германии (партия СДПГ), которые относятся к России более позитивно.
«Союз ХДС с партией «зеленых» однозначно будет хуже для России, чем нынешняя коалиция, — добавил Александр Рар. — Они стремятся вернуться к власти на волне громких идеологических заявлений о западных ценностях. И это гарантирует ужесточение подхода к России».
С точки зрения Владислава Белова, руководителя Центра германских исследований института Европы РАН, во время предвыборного периода в Германии, который окончится всеобщими выборами в 2017 году, Россия будет играть заметную роль, но не определяющую.
«Внутренняя экономическая и социальная политика в Германии все-таки будет на первом плане, — рассуждает собеседник «Газеты.Ru». — О России тоже будут говорить, особенно в разрезе украинского конфликта, Крыма и Сирии, но это будет не центральная тема».
Даже если в Германии будет складываться союз ХДС и «зеленых», Кремль вряд ли изменит свою позицию и будет продолжать ориентироваться на Меркель.
«Мы пока не знаем, кто бросит ей вызов и выставит свою кандидатуру на пост канцлера, — добавил Белов. — Вряд ли кандидат от социал-демократов предложит принципиально иное решение противоречий с Россией. Между тем в Кремле знают все возможные реакции Меркель, и в этом смысле она более предсказуемый и удобный для нас лидер».
Два наиболее вероятных соперника Меркель на выборах — это нынешний министр экономики и вице-канцлер Зигмар Габриэль, а также уходящий глава Европарламента Мартин Шульц.
В Европарламенте антироссийские настроения также преобладают, рассказал «Газете.Ru» Эли Нахт, советник вице-спикера парламента Израиля, который 29 ноября побывал на заседании комитета Европарламента по международным делам.
Заседание было посвящено Сирии и российскому влиянию на ход конфликта.
«Сейчас европарламентарии в замешательстве. Сирийскую ситуацию сегодня рассматривают в разрезе победы на выборах в США Дональда Трампа, от которого никто не знает, что ждать, — рассказал он. — Это заставило представителей Европарламента говорить обо всех вариантах развития событий. От обострения военного противостояния с Россией до резкой активизации мирных переговоров по Сирии, если вдруг они случатся. Честно говоря, эта позиция выглядит несколько наивной».
По словам Нахта, официальный посланник ООН в Сирии Стаффан де Мистура, посетивший заседание комитета Европарламента, заявил, что при Трампе «активизация взаимодействия между США и Россией неизбежна». Однако в какую сторону будет развиваться взаимодействие, представители ЕС предугадать не могут.