В минувшую пятницу, 25 ноября, официальное представительство мусульманской общины Таиланда — офис Шейх-уль-Ислама выступил с опровержением информации, что местные мусульмане отправляют деньги в Сирию, чтобы оказывать помощь группировке ИГ (организация запрещена в России). Это заявление стало реакцией на прозвучавшую ранее информацию тайской полиции о том, что ряд жителей Крайнего Юга (регион населяют преимущественно мусульмане-малайцы) регулярно ездят в Сирию и нарабатывают связи с местными террористами.
«Мы собираем деньги для жертв гражданской войны в Сирии, а не для ИГ, как говорят полицейские», — цитирует заявление издание Bangkok Post. Эмиссары Шейх-уль-Ислама регулярно посещают Сирию и Турцию, чтобы передавать материальную помощь тамошним организациям, работающим с беженцами. В Сирии, как утверждается в заявлении, эмиссары сотрудничают с организацией «Врачи без границ», а в Турции — с государственными органами.
Информацию о том, что тайские мусульмане причастны к финансированию ИГ в Сирии, полиция Таиланда получила от австралийских спецслужб.
Кроме того, по данным правоохранителей, за прошедший год около 100 тыс. тайских интернет-пользователей, преимущественно с Крайнего Юга, вступили в сообщества, так или иначе связанные с ИГ.
Полиция Таиланда также подчеркнула, что у нее нет достоверной информации о непосредственном участии тайских граждан в деятельности ИГ и каких-либо связях с террористической организацией сепаратистов-малайцев Крайнего Юга, которые пока не говорили о своих связях с террористическим «халифатом» Ближнего Востока.
Кровь на курортах
С 2004 года в Паттани, Яле и Наративате — трех областях на юге Таиланда вдоль границы с Малайзией — продолжается вооруженный конфликт между местными малайцами, исповедующими ислам, и тайским правительством.
Сепаратисты хотят отделения трех областей, чтобы впоследствии создать независимое государство либо присоединиться к Малайзии.
За время конфликта погибли около 6,5 тыс. человек. Сепаратисты до недавнего времени проводили атаки исключительно на территории областей, которые боевики требуют вывести из состава Таиланда. Они взрывали бомбы возле административных зданий, военных баз и полицейских участков, совершали нападения на патрули, буддистские монастыри и просто этнических тайцев.
При этом сепаратисты старательно избегали жертв среди иностранцев. Это был подчеркнуто локальный конфликт между местными сепаратистами и центральным правительством. В настоящее время он имеет весьма активные формы: не менее двух-трех раз в неделю в Паттани, Яле и Наративате боевики-малайцы устраивают подрывы самодельных устройств, регулярно происходят их перестрелки с силовиками.
Взрывы, произошедшие на курортах Таиланда 11–12 августа этого года, показали, что сепаратисты готовы расширить географию и направленность своих атак.
Тогда погибли четыре человека и были ранены 35, в том числе десять иностранцев. Местом для терактов были выбраны популярные среди иностранных туристов места отдыха.
По подозрению в причастности к терактам правоохранительные органы арестовали несколько выходцев с Крайнего Юга. Один из них, Абдул Каде, по информации полиции, был непосредственно связан с вооруженным подпольем мусульман-малайцев. Однако ни одна из действующих на юге сепаратистских группировок официально не взяла на себя ответственность за взрывы.
В октябре этого года тайская полиция арестовала подозреваемого в подготовке взрывов в Бангкоке. Он планировал в период с 25 по 30 октября взорвать в Бангкоке три заминированных автомобиля. В списке его целей числились торговый центр, автопарковка и туристический объект. Местная газета «Кхом Чат Лык», ссылаясь на свои источники в полиции, писала, что подготовкой этих терактов занимались боевики-сепаратисты с Крайнего Юга.
Это стало очередным показателем того, что в конце текущего года сепаратисты-малайцы резко изменили тактику. Подобные методы характерны для крупных международных террористических группировок, и прежде всего ИГ.
ФСБ предупреждала
В соседних с Таиландом странах — Филиппинах и Индонезии — сторонники ИГ уже отметились своей деятельностью. Самая активная из сепаратистских группировок Филиппин «Абу Сайяф», действующая на острове Минданао, присягнула на верность ИГ еще в 2014 году.
В Индонезии 19 местных террористических организаций поддержали ИГ. 14 января этого года в индонезийской столице Джакарте несколько террористов-смертников устроили серию взрывов, а затем открыли огонь из стрелкового оружия по местным мирным гражданам. Ответственность за произошедшее взяло на себя ИГ.
Тем не менее до сих ни одна из сепаратистских организаций тайского Крайнего Юга официально не заявила о своих симпатиях к ближневосточной террористической организации.
В декабре 2015 года ФСБ России направила официальное предупреждение тайским спецслужбам о намерении боевиков ИГ провести террористические атаки против россиян на местных курортах.
Согласно этому сообщению, в Таиланд прибыли десять уроженцев Сирии, связанные с террористической группировкой. Тайские силовики не обнаружили никаких подозрительных сирийцев в своей стране. По крайней мере, публично об этом не сообщалось.
Единственной на данный момент атакой ИГ против российских туристов стал подрыв над территорией Египта самолета «Когалымавиа», перевозившего более 200 туристов из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург.
В пятницу департамент туризма Таиланда сообщил, что россияне за десять месяцев минувшего года потратили в стране $1,8 млрд. По расходам они уступают только гражданам Китая и Малайзии. С начала года на тайских курортах побывали 795,6 тыс. граждан России. Это на 20% больше, чем за аналогичный период 2015 года.
В середине ноября российские авиакомпании объявили о намерении увеличить число рейсов из Москвы и Санкт-Петербурга в Бангкок и на остров Пхукет. Эксперты в области туристического бизнеса прогнозируют, что и в дальнейшем количество наших соотечественников, выбирающих в качестве места отдыха Таиланд, будет расти.