Жесточайшее сопротивление у оппозиции прежде всего вызывают ключевые параметры бюджета. Исходя из данных Минфина, его доходы в 2017 году планируются в размере 13,487 трлн руб., в 2018-м — 14,028 трлн руб. и в 2019-м — 14,844 трлн руб. Ожидается увеличение (соответственно на 0,9%, 4% и 5,8%) доходов по сравнению с 2016 годом, но при этом соотношение нефтегазовых и прочих доходов только незначительно изменится в пользу последних.
Расходы бюджета составят 16,240 трлн руб. в этом году, 16,039 трлн руб в 2018 году и 15,987 трлн руб. в 2019 году, что означает значимый дефицит.
Планируется, что этот дефицит, заложенный в бюджете, будет снижаться ежегодно на один процентный пункт — то есть с 3,2% в 2017 году до 1,2% в 2019 году. Основными источниками его финансирования станут госзаимствования, средства суверенных фондов, реализация госзапасов драгоценных металлов и камней, а также средства от приватизации — ее объем оценивается в 18,7 млрд руб. в 2017 году, 13,6 млрд руб. в 2018 году и 13,9 млрд руб. в 2019 году.
Пока из «большой» приватизации на 2017 год запланированы сделки по продаже пакета акций «Совкомфлота» (24 млрд руб.) и Банка ВТБ (95 млрд руб.). Но правительственные финансисты не исключают, что понадобится еще несколько подобных сделок, в том числе в рамках сокращения доли РФ в уставном капитале Сбербанка. В случае если эти продажи состоятся, то возможно получение дополнительных доходов в размере 490–500 млрд руб.
Заложенный объем привлечения средств на внутреннем рынке составит 1,9 трлн руб. в 2017 году, 1,6 трлн рубл. в 2018 году и 1,7 трлн руб. в 2019 году. Внешние заимствования запланированы в суммах $7 млрд в 2017 году и по $3 млрд в 2018-м и 2019-м. В целом, считают в Минфине, госдолг остается в границах допустимого риска: менее 20% ВВП.
За день до рассмотрения бюджета, в четверг, Госдуму посетил глава Минфина Антон Силуанов, который провел отдельную встречу с фракцией КПРФ, возглавляемую Геннадием Зюгановым.
«Вы довольно храбрый человек, потому что с таким бюджетом я бы не пошел ни в одну фракцию… Но это не ваша вина, это наша общая беда», — заявил министру лидер коммунистов, заранее до этой встречи сообщивший, что их фракция единогласно проголосует против бюджета.
Коммунисты задали Силуанову множество различных уточняющих вопросов, но в итоге остались при своем мнении. Как объяснил «Газете.Ru» первый заместитель председателя комитета ГД по делам национальностей Валерий Рашкин, Силуанов их фракцию «не услышал».
«Учитывая, что доходная часть бюджета съеживается, это уже первый признак того, что правительство не работает над наполняемостью бюджета. Исходя из этой логики, правильно сказал Медведев: денег нет, но вы держитесь. Наши предложения по наполнению доходной части бюджета правительство знает, но не принимает. В этом бюджете нет ни приоритетности, ни социальной направленности. Сокращается практически все. И образование, и здравоохранение, и льготная часть», — пояснил коммунист, предложивший также ознакомиться с заключением Счетной палаты. Там, как он считает, придерживаются той же точки зрения.
«Возьмите заключение Счетной палаты, где обо всем этом написано, — а это ответственное заключение», — посетовал парламентарий, добавив в числе эпитетов-характеристик бюджета «антисоциальный» и «лишенный стимулов развития».
Практически аналогичное мнение «Газете.Ru» высказали во фракциях ЛДПР и «Справедливой России».
«Фракция ЛДПР не будет поддерживать этот бюджет, который мы бы назвали бюджетом «проедания». Мы выходим на ноль с резервным фондом. Шесть процентов, которые мы ожидали в прогнозе, мы не видим. Но мы видим существенное ухудшение позиций региональных субъектов, которым за последние 10 лет мы передали с 11 до 117 полномочий (по выполнению возложенных на государство обязательств. — «Газета.Ru»), а вопросов совместного ведения с 46 до 105 — представляете?! При этом доля доходов субъектов снизилась», — высказал позицию фракции либерал-демократов первый зампред комитета ГД по бюджету и налогам Сергей Катасонов.
По его словам, в проекте бюджета, в частности, заложено увеличение акцизов, но в реальности это не сработает, поскольку покупательная способность населения падает: «Это один процент прибыли, который можно уже вычесть. То есть весь этот налоговый маневр, который призван компенсировать потерю одного триллиона нефтедолларов, он, конечно, в результате ложится на субъекты и на наше население. Поэтому, если говорить концептуально, по этим причинам мы не можем поддержать этот бюджет», — заявил элдэпээровец, добавив, что для изменения ситуации нужны структурные реформы.
«Мы будем голосовать против бюджета, причем не только против его отдельных положений, но против всего подхода, который демонстрирует Минфин в бюджетной политике, — бушует зампред фракции эсеров Михаил Емельянов. — У нас три претензии. Первая — Минфин безжалостно режет социальные расходы, но совершенно не хочет увеличивать доходную базу. Вторая касается самой экономической политики: сегодня правительство и Центробанк проводят депрессивную политику в отношении нашей промышленности. Поэтому мы выступаем за снижение ключевой ставки с параллельным ужесточением валютного контроля и стимулирующей бюджетной политикой. Третья глобальная претензия — правительство принимает непопулярные меры в отношении населения, но не хочет предпринимать непопулярные меры в отношении элиты».
По его словам, у СР сформулированы предложения по доходной базе, в числе которых отмена возврата НДС экспортерам сырья, введение прогрессивной шкалы налогообложения, а также введение налога на роскошь, используя который бюджет мог бы получить дополнительно около 2 трлн руб.
В «Единой России», которая настаивает на принятии бюджета, расценивают выступление оппозиции как политиканство. Как пояснил «Газете.Ru» председатель комитета ГД по бюджету и налогам, единоросс Андрей Макаров, людей, которых бы полностью устраивал этот бюджет, не существует, однако к оценкам можно подходить с разных сторон.
«Что касается расхождений в позициях фракций, то наш комитет рассмотрел этот бюджет, разложил по косточкам каждую цифру, как в функциональном, так и в программном разрезе. Дан анализ и заключения всех комитетов, в том числе возглавляемых оппозицией. Свое заключение выдали самые разные эксперты, от Академии наук до Института Гайдара… Все эксперты, которые были приглашены на экспертный совет, говоря о недостатках, тем не менее сказали главное: в первом чтении бюджет необходимо принимать», — пояснил депутат правящей партии, отметив, что заявления оппонентов «Единой России» носят политический характер.
Макаров напомнил, что, по мнению экспертов, непринятие бюджета в первом чтении станет колоссальным экономическим потрясением, которое страна просто не может себе позволить.
«Если при наличии такой оценки кто-то делает вывод, что мы не будем голосовать за бюджет, то это вывод не экономический, а политический, — подчеркнул в беседе с «Газетой.Ru» Макаров. — Я глубоко убежден, что бюджет — это не тот документ, по которому надо заниматься политиканством. Это не повод для популизма. Очень обидно, когда самые острые вопросы ставятся в угоду политической выгоде любой партии». Единоросс не удержался от цитирования высказывания Черчилля о том, что все политики делятся на собственно политиков и государственных деятелей, но разница в том, что государственный деятель думает о будущем страны, а политик — о своем будущем в этой стране.