Франк Вальтер Штайнмайер утвержден в качестве кандидата в президенты руководством правящей трехпартийной коалиции. Подписи под соглашением поставили канцлер Ангела Меркель (ХДС), вице-канцлер Зигмар Габриэль (СДПГ) и Хорст Зеехофер (ХСС). По словам Меркель, глава МИД ФРГ — это человек, которому можно доверять. «Я убеждена, что Франк Вальтер Штайнмайер — это правильный кандидат в это время», — подчеркнула канцлер.
Меркель также пояснила, что в выдвижении Штайнмайера она видит «сигнал стабильности» в нестабильное время, и подчеркнула важность поддержки кандидатуры политика социал-демократа представителями правящих консерваторов. Штайнмайер является членом Социал-демократической партии, которая входит в правящую коалицию Меркель. В отличие от канцлера, которая после кризиса на Украине заняла жесткую позицию в отношениях с Россией, Штайнмайер продолжал демонстрировать большую готовность к диалогу.
Эту позицию не разделяли многие члены коалиции. «В Германии он подвергался жесткой критике за чрезмерно «пророссийскую» позицию, которая к заметным результатам не привела, но, возможно, позволила избежать дальнейшего ухудшения отношений», — говорит заведующий сектором стратегических оценок ИМЭМО РАН Сергей Уткин.
Президент всея Германии
Выборы федерального президента должны пройти в марте будущего года. Сейчас этот пост занимает Йоахим Гаук, известный своим критическим отношением к политике России на Украине. Президента сроком на пять лет избирает Федеральное собрание Германии. В его составе 1260 членов: половина состоит из депутатов парламента, вторая половина — из представителей 16 федеральных земель Германии. Избрание президента состоится 12 февраля. В отличие от канцлера, функции президента сугубо представительские. Он представляет Германию на международной арене и заключает от ее имени международные договоры.
Как отмечает эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер, хотя на президентском посту Штайнмайер и будет более влиятельным политиком, нежели Гаук, усилить президентский пост ему не дадут: «В тот момент, когда он пойдет на это, ему сразу укажут, что он зашел на чужую территорию».
Стоит отметить, что внутри Социал-демократической партии Штайнмайер рассматривался как возможный конкурент Меркель.
В то же время Сергей Уткин из ИМЭМО РАН обращает внимание на то, что СДПГ «сегодня не в лучшей форме и жизнеспособные альтернативы Меркель скорее будут появляться справа, а не слева». В этих условиях, говорит Уткин, закрепление за партией поста президента — хорошее решение для СДПГ:
«Штайнмайер известен своей взвешенной, аккуратной манерой высказываться и способностью заострять принципиальные вопросы там и тогда, где и когда он считает это необходимым. Для президента, у которого в немецкой системе как раз представительские функции, право весомого высказывания, это подходящие качества».
Эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер говорит, что выдвижение Штайнмайера на пост президента Германии является результатом политического соглашения: «Штайнмайер перестает донимать Меркель, и оба идут на новую «Большую коалицию».
Договоренность со Штайнмайером, очевидно, подразумевает, что пост главы МИДа сохранится за представителем социал-демократов.
Брутер отмечает, что в условиях, когда Меркель имеет низкий рейтинг доверия, именно коалиция ХДС/ХСС и социал-демократов поможет ей остаться у власти: «Большая коалиция и есть «партия власти», которая является производной от истеблишмента. И смысл ее существования — это предотвратить создание любой альтернативы».
По мнению эксперта, «партия власти» в лице правящей коалиции хочет сохранить правящий истеблишмент в неизменном виде на фоне того, что альтернативных фигур не просматривается. Ситуация, когда альтернативная фигура может объединить уставших от истеблишмента избирателей, как это произошло в США, возможна, однако если там Дональд Трамп пошел против партии и выиграл, то в Германии такое невозможно, считает Брутер.