До 1 ноября украинское руководство обязано отчитаться о своем имуществе, банковских счетах или наличных средствах на сумму свыше 100 минимальных заработных плат (около $5,6 тыс.). Это первый случай за всю историю независимости Украины, когда депутаты и госчиновники должны публично и подробно рассказать о своих активах.
Для нарушителей, которые захотят утаить, например, квартиру или автомобиль, предусмотрена уголовная ответственность. Дело возбуждается на основании заявления и доказательств журналиста или любого другого украинца о наличии незадекларированного имущества. Свои декларации в систему внесли основные руководители страны, среди них премьер-министр Владимир Гройсман, глава Верховной рады Андрей Парубий, министр обороны Степан Полторак и другие. Президент Украины Петр Порошенко свое имущество пока не показал, но обещал сделать это в ближайшие дни.
Скандальный вопрос
Ввести на Украине электронное декларирование имущества чиновников пробовали уже несколько раз. Это одно из главных требований МВФ (для предоставления третьего транша помощи), ЕС (для получения страной безвизового режима) и США.
Предполагается, что публичная система отчетности должна помочь снизить коррупцию на Украине.
Первый раз систему запустили в середине августа. Но государственное предприятие «Госспецсвязь» отказалось выдавать аттестат соответствия комплексной системы защиты информации. Чиновники долго и подробно рассказывали, что серверы с будущими декларациями переданы на аутсорсинг, а сама система не защищена должным образом. Тогда же они говорили, что на решение этой задачи потребуются годы. Считалось, что без сертификата от «Госспецсвязи» привлечь чиновников и депутатов к ответственности за неправильно поданную информацию было невозможно.
«Мы очень разочарованы и обеспокоены неполным запуском системы электронного декларирования без необходимой сертификации. Система электронного декларирования должна быть сертифицирована с целью обеспечения уголовной ответственности за дачу ложных показаний», — говорилось в сообщении ЕС.
Экстренная необходимость в новом транше МВФ и помощи от других государств-доноров заставила украинского президента Петра Порошенко лично потребовать от «Госспецсвязи» выдать сертификат и запустить полноценную систему с 1 сентября.
Вторую попытку минимизировать для себя потенциальные проблемы предприняли уже депутаты. Руководитель парламентской фракции «Блока Петра Порошенко» Игорь Гринев зарегистрировал законопроект, который мог запретить публично демонстрировать части декларации, которые касаются доходов, подарков и предметов искусства. Он объяснял это беспокойством о безопасности, поскольку любой злоумышленник теперь сможет подробно изучить, чем у какого слуги народа можно поживиться. После обстоятельного разговора с президентом Игорь Гринев свой законопроект отозвал.
Теперь депутатов и чиновников волнует другой вопрос — каким образом пояснить происхождение своего имущества.
«Ко мне обратился один из украинских чиновников, который попросил оформить кредит задним числом на сумму $3 млн. Ему надо пояснить, откуда у него столько квартир и автомобилей», — рассказывает украинский инвестиционный банкир, пожелавший остаться неназванным.
Крупные покупки
Большие дома, автомобили и драгоценности — у украинских чиновников много всего. Например, семье министра обороны Степана Полторака принадлежит квартира в Киеве площадью около 90 кв. м, дом в 40 кв. м и участок на 941 кв. м в селе Харьковской области, а также автомобиль Smart Micro 2002 года выпуска и около 4 млн грн наличными (около $153 тыс.).
Спикер Верховной рады Андрей Парубий является совладельцем трех небольших квартир во Львове и Львовской области, а также двух автомобилей — Suzuki и Peugeot.
Одним из главных активов народного депутата Дмитрия Яроша оказался товарный знак «Правый сектор» (организация запрещена в России), а у губернатора Закарпатской области Геннадия Москаля из транспорта два квадроцикла и снегоход производства Bombardier, а также квартира в Румынии.
Депутат от «Народного фронта» Игорь Котвицкий прописал в декларации часть своего гардероба на сумму около 600 тыс. грн (около $23 тыс.). Например, он купил себе пальто Loro Piana стоимостью 127,9 тыс. грн (около $5 тыс.), костюм Brunello Cucinelli за 109,6 тыс. грн ($4,2 тыс.), куртки Brunello Cucinelli за 174,1 тыс. грн ($6,7 тыс.) и 101,4 тыс. грн ($3,9 тыс.), а также сумку Christian Dior за 95,9 тыс. грн ($3,7 тыс.).
Мэр Ирпеня (город-спутник Киева) Владимир Каплюк вообще владеет 67 квартирами.
«Я мог переписать всю свою собственность на подставных лиц, как это делают большинство украинских политиков, и показать своим избирателям «нули». Но я был в этом регионе наиболее известным общественным деятелем и предпринимателем, мне доверяли простые жители и инвесторы. Поэтому я не пошел путем обмана и показал свое состояние», — заявил Каплюк.
Но самый большой резонанс вызвала декларация премьер-министра Владимира Гройсмана. У главы правительства два дома в Винницкой области площадью 534 и 461,1 кв. м, две квартиры (месторасположение не указано), два участка в Винницкой области площадью 5923 и 237 кв. м. Премьеру также принадлежит три магазина в Виннице, а его жене — 80% акций торгово-сервисного комплекса «Магигранд». У Гройсмана 12 дорогих часов, включая Rolex и Parmigiani, ювелирные украшения и два автомобиля — Land Rover и Volkswagen.
Но критику вызвал тот факт, что большую часть из своего состояния в размере около 38 млн грн ($1,5 млн) премьер держит «под подушкой». Экономисты сделали вывод, что Гройсман не доверяет банковской системе страны, правительство которой возглавляет.