«Я знаю, мы сегодня очень активно работаем в Харьковской области и других регионах, которые имеют линию соприкосновения с зоной АТО (антитеррористическая операция. — «Газета.Ru») и границу с Россией. В Харьковской области ранее были приняты программы «Антитеррор», а также программы по безопасности и территориальной обороне», — заявил чиновник.
В прошлый раз слухи о возможной дестабилизации вплоть до расширения зоны АТО до границ с Харьковом ходили накануне Дня независимости Украины 24 августа, но тогда они остались просто слухами.
«Если не принимать каких-то мер и ничего не делать, то, конечно, существует вероятность дестабилизации», — добавил глава администрации президента Украины.
Игорь Райнин получил этот пост в 2016 году, потому что показал себя, на взгляд Петра Порошенко, самым эффективным губернатором в стране, причем именно в Харьковской области.
При Райнине все опасные прецеденты, например неповиновение харьковского «Беркута», отказавшегося идти на штурм облгосадминистрации 6 апреля 2014 года, подавлялись быстро и жестко. «Когда я в феврале приехал из Киева в Харьков, мой родной город воспринимался как горячая сковородка. Мы ее немножко остудили — и это факт», — рассказывал Райнин в интервью в апреле 2015-го. Тогда же чиновник говорил о том, что пророссийские силы уже в том году потеряли свои «крепкие позиции» в области.
Соцопросы 2014 года показывали, что Харьков разделен по политическому признаку примерно пополам.
В Харькове возник и окреп «Оплот», активная пророссийская организация, в 2013–2014 годах противостоявшая силам «евромайдана». Из этого же города вышла запрещенная в России организация «Патриот Украины», ставшая костяком для созданного в Бердянске батальона «Азов».
Тогдашнее руководство Харькова — Арсен Аваков, Александр Ярославский, Александр Фельдман, Михаил Добкин, Геннадий Кернес — на конфликтующие стороны явно не поделилось, заняв либо нейтральную, либо выраженно проукраинскую позицию. Даже харьковчанин Евгений Мураев, один из ключевых политиков «Оппозиционного блока», партии, образовавшейся после «евромайдана» на обломках пророссийской Партии регионов, не идет дальше призывов прекратить конфликт на востоке и отказа признать Россию агрессором.
Впрочем, этот баланс внутри властей региона постепенно расшатывается.
«Лакомый кусок»
Для официального Киева, в свою очередь, заявления о дестабилизации политически важнее. В администрации президента Украины уверены: дестабилизация может произойти на фоне ухудшения отношений России с ЕС и США из-за военных действий в Сирии.
Россия не остановится в попытках дестабилизировать Харьков, потому что успех Украины как европейского и демократического государства означает делегитимизацию Кремля, заявил глава украинского МИДа Павел Климкин.
Мнения чиновников разделяет и провластный украинский политолог Тарас Березовец. «Холодная фаза противостояния США с Россией очень быстро может перейти в горячую. Любые разговоры о том, что Россия слаба и быстро проиграет, — это чистое дилетантство, — написал эксперт в фейсбуке. — Путин готов и дальше повышать ставки, пока Запад демонстрирует готовность уступать. Хотя в последнее время стратегия США и претерпела ряд важных изменений».
Украина, Россия и страны ЕС не могут прийти к общему решению проблемы в Донбассе.
Это стало очевидным после заявления президента Франции Франсуа Олланда о том, что выполнение минских договоренностей — это единственный путь для выхода из конфликта. Он также заявил, что сначала Украина должна провести выборы, а затем получить контроль над границей.
«Ваши предложения и трактовки урегулирования войны на Донбассе неприемлемы и возмутительны для любого настоящего украинца. Уступив Путину Украину, вы потеряете Европу, потеряете собственные свободы. Не тешьте себя иллюзиями — создайте реальный антипутинский демократический фронт свободных людей и не умиротворяйте агрессора!» — прокомментировал заявление Олланда глава МВД Украины Арсен Аваков. Киев неоднократно давал понять властям ЕС, что главная проблема заключается именно в России, которая не заинтересована в урегулировании конфликта на востоке Украины.
Кремль, в свою очередь, отвергает заявления Киева о том, что он контролирует власти самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР), и призывает украинские власти вести переговоры с ними напрямую.
Разговоры о дестабилизации в Харькове также могут отражать сложные взаимоотношения мэра города Геннадия Кернеса с киевским руководством. У Кернеса серьезный конфликт с генеральным прокурором Юрием Луценко и главой МВД Арсеном Аваковым.
В 2014 году здесь могла появиться своя народная республика, и Кернес, поколебавшись, в последний момент отказался от этой идеи. По слухам, такое решение было принято после звонка украинского олигарха Игоря Коломойского, а первые попытки захватить административные здания были пресечены под личным контролем Авакова. Однако глава МВД страны не забыл пророссийские идеи харьковского градоначальника.
Кернес до сих пор придерживается более пророссийских взглядов, чем от него хотели бы в Киеве. «Я против введения визового режима Украина – Россия. И потому, что Харьков — приграничный город, и потому, что у нас достаточно много жителей города посещает РФ, и я думаю, что не только жители Харькова посещают РФ», — прокомментировал недавно Кернес недавнюю инициативу в Верховной раде.
По словам публициста, основателя видеоканала «Первая столица» и бывшего депутата Харьковского горсовета Константина Кеворкяна, в последнее время Харьковский регион в украинских СМИ все чаще называют «неблагонадежным». «Был даже организован некий рейтинг «неблагонадежных» мегаполисов Украины, в котором Харьков занял первое место. Оказывается давление на русскоязычное население Харькова или конкретно на полуоппозиционного мэра Геннадия Кернеса, — рассказал собеседник «Газеты.Ru». — Не забываем, что Харьков сегодня — один из богатейших городов Украины и в условиях общей разрухи остается лакомым куском для режима».
Харьковский политтехнолог Дмитрий Мельников считает, что провокации могут начаться уже через два дня, когда в Харькове пройдет марш против возвеличивания запрещенных в России ОУН-УПА (организация запрещена в России), Украинской повстанческой армии, сотрудничавшей с нацистской Германией.
«Что же касается различных радикальных группировок вроде «Правого сектора» (запрещен в России), которые наверняка захотят продемонстрировать свое доминирование в такой славный для себя день, — заявил собеседник «Газеты.Ru», — я убежден, что до выборов президента США никаких существенных изменений ситуации с военными действиями в так называемой зоне АТО происходить не будет. А вот обстановка в ноябре мне внушает большие опасения».
Все схвачено
Какова сейчас обстановка в Харькове, можно судить по самому громкому местному политическому процессу над бывшим депутатом Верховной рады четырех созывов и первым секретарем Харьковского обкома КПУ Аллой Александровской.
Пожилая почетная гражданка города Харькова обвиняется в посягательстве на территориальную целостность Украины, выразившуюся в том, что она якобы передала деньги депутатам городского совета города Южного, чтобы те обратились к президенту Украины с просьбой внести изменения в конституцию. Александровской 68 лет. Она была показательно арестована 28 июня 2016 года, в День Конституции, по статье, не предполагающей домашнего ареста или выхода под залог. Александровская сидит в СИЗО до сих пор.
Адвокат многих российских граждан, плененных в Донбассе, Валентин Рыбин защищал Александровскую до последнего времени. 1 октября ей вновь продлили заключение, теперь до 28 октября. Скоро суд. Валентин Рыбин, часто бывавший в последние месяцы в Харькове, с большим скепсисом отнесся к вопросу о возможной дестабилизации в Харьковской области.
«Все потенциальные лидеры под лавками сидят. Все боятся. И есть чего: если даже бабушек сажают в СИЗО за якобы голосования о петициях, то о каких дестабилизирующих факторах в Харькове можно говорить?» — прокомментировал «Газете.Ru» ситуацию Рыбин.
Один из главных правозащитников Харькова Олег Ширяев также видит в заявлениях о дестабилизации политическую подоплеку.
«Я являюсь советником губернатора Харьковской области по формированию территориальной обороны и одновременно главой цивильного корпуса «Азов» в Харьковской области, — сказал собеседник «Газеты.Ru». — Работал с губернатором Игорем Райниным, хорошо его знаю и понимаю. Наш бывший губернатор, помня 2014 год и зная о некоторых проблемах с созданием местной территориальной обороны, несколько перестраховывается, заостряет внимание на проблемах, чтобы они быстрее решались».
«Я не политик, я скажу вам как есть. У пророссийских сил в Харькове по сравнению с 2014 годом сейчас отсутствует организационная база и местное финансирование. Им тут просто не на кого опереться, — добавил Ширяев. — А у меня только в «Азове» под две тысячи бойцов, многие из которых с боевым опытом. И мы тут не одни. Пока есть действующая смычка украинских патриотических организаций с действующей властью, изнутри Харьков не взять. Мы тут голыми руками порвем любого. Внешняя угроза — совсем другой вопрос. Но мы и к ней готовимся серьезно».