В конце недели официальный Эр-Рияд резко раскритиковал принятый конгрессом США закон, дающий право родственникам жертв нью-йоркских терактов 11 сентября 2001 года подавать в суд на правительство Саудовской Аравии. Закон был принят в связи с тем, что большинство исполнителей этих атак были саудовскими гражданами.
Впервые за многие годы сенаторы смогли большинством голосов преодолеть вето президента США Барака Обамы, который попытался блокировать этот законопроект.
Официальный представитель Белого дома Джош Эрнест прокомментировал противодействие конгресса следующим образом: «То, что правда в начальной школе, правда и в конгрессе США: невежество — не оправдание!» Впрочем, обвинять конгрессменов в ребячестве — единственное, что может сделать администрация президента США в нынешней ситуации.
Белый дом был против принятия этого закона, поскольку он гарантировал ухудшение отношений США с Саудовской Аравией, важнейшим стратегическим союзником Вашингтона на Ближнем Востоке.
Жесткая реакция саудовских властей не заставила себя ждать. Согласно заявлению саудовского МИДа от 30 сентября, американский закон об исках вызвал в Эр-Рияде глубокую озабоченность. Также сообщается, что закон «окажет негативное воздействие на все страны, включая США».
Власти теократической Саудовской Аравии опасаются, что суды в США могут санкционировать выплату компенсаций родственникам жертв терактов 11 сентября 2001 года за счет находящихся на территории страны активов Эр-Рияда. Представители саудовской правящей династии в США владеют вложениями в размере $750 млрд.
«Саудовская Аравия в обязательном порядке примет меры для защиты своих средств», — подтвердил в интервью The Wall Street Journal один из саудовских принцев принц Фейсал бин-Фархан.
Этот конфликт заметили и в России. «То, что США активно используют свое судопроизводство во внешнеполитических интересах, нам известно давно и даже привычно с учетом немалого опыта явно инспирированных и предвзятых судебных решений против России, — гласил текст официального комментария МИД РФ от 30 сентября. — Теперь с таким же произволом рискует столкнуться весь остальной мир. Любой американец сможет подать иск против любой страны, голословно обвинив ее во всех смертных грехах, и американский суд низшей инстанции будет давать оценку действиям зарубежных правительств на других континентах и выносить решения о штрафных мерах, например, об аресте иностранного имущества и активов в США».
Эхо 11 сентября
Саудовская Аравия и США имеют давние военные и политические связи, которые могут оказаться под ударом, в случае если американские суды начнут принимать иски против властей Эр-Рияда. Стоит отметить, что отношения между двумя странами, которые находились в зените, пока на президентском посту в США находился республиканец Джордж Буш-младший, при демократе Бараке Обаме начали ухудшаться. При этом Саудовская Аравия — важный военный союзник США в Сирии, которую Вашингтон рассматривает как арену противостояния со своим давним региональным противником Ираном.
Эр-Рияд уже несколько лет активно поддерживает отряды радикальной оппозиции, воюющей как против режима Башара Асада, так и против террористического «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России). В числе радикальных группировок в Сирии находится также «Джебхат Фатх аш-Шам», до недавних времен связанная с международной террористической организацией «Аль-Каида» (запрещена в России).
Ее бывшего лидера Усаму бен Ладена считали главным организатором терактов 11 сентября 2001 года. Тогда в башни-близнецы Центра международной торговли в Нью-Йорке врезались два самолета, захваченных террористами «Аль-Каиды». В теракте погибли более 3 тыс. человек.
Эр-Рияд не только осуществляет помощь вооруженным отрядам оппозиции, но и дает им площадку для проведения переговоров.
Влияние на основную часть радикальных группировок в Сирии дает Саудовской Аравии большие преимущества во взаимодействии с Вашингтоном, который также поддерживает группировки оппозиции, связанные с «Джебхат Фатх аш-Шам» (деятельность организации также запрещена в России). Летом организация объявила о разрыве связей с «Аль-Каидой», решив присоединиться к сирийскому мирному процессу на правах умеренной оппозиции действующему в Сирии режиму президента Башара Асада.
Эр-Рияд ищет друзей
В случае похолодания отношений между Саудовской Аравией и США баланс сил в сирийском конфликте сильно изменится, и это может привести к серьезным политическим последствиям для Ближнего Востока, уверен член комитета по международным делам Cовета Федерации Игорь Морозов. «Новый разворот Саудовской Аравии во внешней политике приведет к укреплению связей с такими игроками, как Китай и Россия», — уверен сенатор.
Морозов не исключает, что Саудовская Аравия может даже вступить в определенный диалог с Дамаском по поводу создания правительства национального единства — очевидно, включив в новые структуры представителей «Джебхат Фатх аш-Шам».
Ближневосточные державы готовы идти на диалог со своими идеологическими соперниками из исламского мира, уверен Морозов. В качестве примера он приводит улучшение отношений Ирана и Турции на фоне охлаждения отношений последней с Вашингтоном.
Возможность налаживания диалога с Дамаском со стороны Саудовской Аравии может выглядеть странной, учитывая неприязнь Эр-Рияда к Асаду, однако исключать ничего нельзя, считают опрошенные «Газетой.Ru» эксперты.
Как отмечает знакомый с ситуацией в Сирии российский источник, среди сирийского генералитета, лояльного Асаду, есть сунниты, которые могут вступить в диалог с Саудовской Аравией. В 2015 году контакты между Дамаском и Эр-Риядом уже осуществлялись — на уровне помощника президента Сирии по национальной безопасности Али Мамлюка, писал американский журнал Foreign Policy.
В настоящее время Саудовская Аравия заметно активизировала взаимодействие с Турцией, которая участвует в наземных боевых действиях на территории Сирии. На усиление роли Эр-Рияда работает и провал сирийских договоренностей между Россией и США.
По мнению ведущего аналитика Gulf State Analytics в Вашингтоне Теодора Карасика, Россия без всякого сомнения использует противоречия между Саудовской Аравией и США в своих целях «прямо на земле». Однако эксперт отмечает, что последняя размолвка между Эр-Риядом и Вашингтоном с большей степенью вероятности приведет к усилению «умеренной оппозиции» в Сирии со стороны саудовского руководства, которое ранее прислушивалось к американским призывам не снабжать боевиков оружием.
С этой точкой зрения согласен и Владимир Ахмедов, ведущий научный сотрудник Института Ближнего Востока РАН. По его мнению, Саудовская Аравия может усилить борьбу с режимом Асада на фоне провала усилий США и России.
«В ситуации, когда наши попытки ни к чему не привели, Саудовская Аравия может дать зеленый свет на снабжение оружием повстанческих отрядов со стороны неправительственных фондов», — рассуждает собеседник «Газеты.Ru».
Ранее об этом же сообщали американские источники агентству Reuters. Эти комментарии появились на прошлой неделе, когда российско-американские переговоры по режиму прекращения огня в Сирии зашли в очевидный тупик.
«Сиамские близнецы» в Алеппо
В настоящее время для Саудовской Аравии в Сирии одной из ключевых в противостоянии Дамаску является ситуация в Алеппо. Этот второй по величине город страны уже многие месяцы находится в осаде со стороны сирийских правительственных войск. В восточной части Алеппо им противостоят группировки боевиков, которых поддерживают Саудовская Аравия и Турция. Часть из них Москва считает террористическими.
Алеппо подвергается налетам со стороны ВВС Сирии. По данным Reuters, Саудовская Аравия давно просила США дать добро на поставки ракетных комплексов осажденным боевикам, но Вашингтон отказывался, не желая дестабилизировать обстановку. Если Эр-Рияд решит разорвать договоренности с Вашингтоном и такие поставки будут осуществлены, это полностью изменит ход конфликта.
«Взятие сирийскими войсками Алеппо будет способствовать возможности говорить не с позиции силы, но с позиции сильного. Это делает равным переговорный процесс о мирном урегулировании в Сирии», — считает сенатор Морозов.
При этом, вероятнее всего, обновленный переговорный процесс будет вестись уже с новой администрацией в Белом доме, считает российский политик. Сегодняшняя администрация США показала, что не заинтересована в прогрессе и не хочет добиваться размежевания оппозиции и джихадистов, которые «слились между собой как сиамские близнецы», считает Морозов.
К тому же уходящая администрация Обамы находится в плену противоречий из-за все более явного конфликта между Госдепартаментом и Пентагоном, для которого в конфликте «ведущим стал военный фактор», отмечает сенатор.
Фактор противоречия между ведомствами в Сирии силен, и в случае, если Пентагон одержит полную победу, помощь сирийской оппозиции уже не будет «игрушечной», говорит Владимир Ахмедов.
1 октября The New York Times сообщила, что одна из сторон этого противостояния в Вашингтоне признала свое поражение. По данным публикации газеты, госсекретарь Джон Керри признал, что «российские дипломаты его перехитрили» и что Госдеп «исчерпал возможности дипломатии» на сирийском направлении.
Работать с саудитами
В случае если Россия ослабит свои противоречия с США и не будет подталкивать режим Асада к победе любой ценой, Москва может использовать дипломатические возможности для налаживания прямого диалога с Саудовской Аравией в Сирии.
Такой диалог возможен, говорит Ахмедов, отмечая дипломатический ресурс президента России Владимира Путина. Российский лидер в последнее время активно налаживал связи с правящей династией Саудовской Аравии, принимая в России высокопоставленные делегации королевской семьи, а также лидеров союзных Эр-Рияду аравийских монархий.
В сентябре Путин встречался с преемником наследного принца Саудовской Аравии Мухаммадом ибн Салманом, обсуждая вопрос Сирии.
Как отметил по итогам встречи пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, в подходах обеих стран к Сирии «есть определенные нюансы», однако «воля на интенсификацию диалога во всех областях, наверное, эти разницы в подходах способна нивелировать».
Кроме того, Россия сегодня заинтересована в привлечении аравийского бизнеса. Впрочем, в июле этого года Кремль ответил отказом на предложение Эр-Рияда ограничить поддержку Асада в обмен на крупные инвестиции.