В пятницу, 29 июля, кандидатуру Михаила Бабича представил в парламенте замглавы МИДа Григорий Карасин. Назначение Бабича обсудили в Совете Федерации, а также на закрытом заседании комитета Госдумы по международным делам. Бабич присутствовал на обсуждении и в верхней, и в нижней палате, отказавшись давать комментарии СМИ.
Предыдущий посол Зурабов, отработавший шесть лет, был уволен накануне указом Владимира Путина — на фоне массовых перестановок полпредов и губернаторов. На смену ему пришел временный поверенный Сергей Торопов. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков уверил, что Зурабов ушел по собственному желанию, а в Кремле «очень высоко оценивают» его работу.
«Приемлемый для Киева»
Зурабов во многом обязан карьерой экс-министру России по атомной энергии Евгению Адамову. Как аспирант Всесоюзного научно-исследовательского института системных исследований тот познакомился с Адамовым после аварии в Чернобыле. Позже Зурабов работал в дочерних структурах министра, в том числе в страхующей атомщиков компании «Макс».
В 1998 году Зурабов стал советником Бориса Ельцина по социальным вопросам, с 1999 по 2004 год работал главой Пенсионного фонда, а после, до 2007 года, — министром здравоохранения. При скандальных реформах монетизации льгот Зурабов был главной мишенью для критиков власти.
Позже он стал советником Медведева и в 2009 году был назначен послом на Украину, а также спецпредставителем президента по развитию торгово-экономических отношений с Киевом. К этому времени на Украине заканчивался президентский срок Виктора Ющенко, поэтому новый посол выстраивал отношения уже с Виктором Януковичем. В это же время у Зурабова завязались тесные отношения с Петром Порошенко, который в то время возглавлял МИД страны.
Большая проблема Зурабова как посла в том, что он не любит СМИ и журналистов, считает близкий к Кремлю директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков.
«В Киеве нужно уметь работать с учетом значительного влияния на политику украинских медиа. Так, как, например, бывший американский посол Джеффри Пайет. Зурабов же отдавал приоритет лишь двум направлениям: традиционным административным и неформальным методам работы. Поэтому у него были хорошие отношения с близким ему по стилю Порошенко и плохие с Януковичем», — рассуждает собеседник «Газеты.Ru».
В утечках из американской дипломатической переписки, опубликованной на WikiLeaks, говорится, что Порошенко в конце 2000-х годов защищал Зурабова в разговоре с Джоном Теффтом, тогдашним послом США на Украине. По этим данным, Порошенко в разговоре называл российского посланника фигурой, «приемлемой для Киева».
В СМИ ходили слухи не просто о тесных отношения Зурабова и Порошенко, но и чуть ли не об общих коммерческих интересах.
«Российское посольство работало отвратительно и при Черномырдине, и при Зурабове, — сетует близкий к Кремлю политолог Олег Бондаренко, работавший в Киеве. — Сидели взаперти, посольство проводило в основном пафосные мероприятия по случаю Дня России, снимались выездные залы и гольф-клубы. Это было красиво, но за формой было мало содержания. Говорили, что мероприятия спонсировал Порошенко».
Под конец 2013 года в стране грянул «евромайдан». Масштабы протестов президент Виктор Янукович поначалу недооценил, однако уже в январе 2014 года стало ясно, что страна стоит на пороге революции. Зурабов в то время редко выступал публично, его слабую активность критиковали на фоне оперативной реакции европейских и американских дипломатов. Зурабов говорил в интервью ТАСС, что прямо влиять на ситуацию в Киеве рискованно, поскольку для суверенного государства идея вмешательства «является свидетельством несовершенства внутренних политических и государственных институтов».
После бегства Януковича и смены правительства Украины Зурабов уехал на консультации в Москву. На новых президентских выборах на Украине Зурабов лоббировал кандидатуру Порошенко.
К этому времени отношения между Москвой и Киевом вошли в стадию полноценной «холодной войны» на фоне крымского референдума и развернувшейся на Донбассе «гибридной войны». Поэтому Кремль послал на инаугурацию Порошенко именно Зурабова. Тогда он был удобен вдвойне. С одной стороны, статус посла был слишком мелкий для церемонии, так что Кремль показывал свое отношение к новым властям страны. С другой стороны, Зурабов считался наименее раздражительной фигурой для Киева, так что это можно было трактовать и как жест примирения.
Личная неприязнь
Примерно в то же время, незадолго до «евромайдана», помощником российского президента по Украине стал Владислав Сурков, бывший «серый кардинал» внутренней политики, потерявший этот пост по итогам «болотных протестов» 2011–2012 годов. Формально он занимался взаимоотношениями с Абхазией и Южной Осетией. Фактически же в его функционал вошло и кураторство над Украиной.
Источник «Газеты.Ru» утверждает, что Сурков знаком с Зурабовым с 1990-х годов. Отношения у них всегда были сложные. «Единая Россия», контролируемая Сурковым, в свое время жестко критиковала министра Зурабова, и это воспринималось им «очень лично», рассказывает источник.
«Что же касается претензий по Украине, то до назначения Суркова помощником президента непосредственного куратора этого направления в Москве не было. Поэтому, конечно же, Зурабов воспринял это назначение как удар по своим интересам. У него были не только бюрократические, но и политические претензии», — добавил собеседник «Газеты.Ru».
Политолог Чеснаков уточняет, что теплые отношения Зурабова с Порошенко вызывали у всех в Москве критическое отношение: «и у Суркова, и у спецслужб, и в МИДе».
С лета 2014 года по весну 2015-го Зурабов также работал в контактной группе по урегулированию ситуации на востоке Украины, неформально он выполнял и посреднические функции при обмене россиян, попавших в плен украинской армии в Донбассе. Новым представителем России в контактной группе в апреле 2015 года стал Азамат Кульмухаметов, арабист с опытом работы в Сирии и Кувейте.
Несколько источников «Газеты.Ru» уточняют, что, несмотря на вал критики, Зурабов давно хотел уйти в отставку. Но его держали на посту из-за «уникальных каналов», позволяющих держать связь напрямую с украинским руководством.
«Наличие Зурабова объяснялось многими фантастическими теориями, мол, вдруг Порошенко одумается и при новых обстоятельствах станет чуть ли не союзником России. В том момент, когда под окнами на Банковой встанет «Правый сектор» (запрещен в России. — «Газета.Ru»), и вот тогда Михаил Юрьевич сыграет решающую роль», — рассказывает Олег Бондаренко.
«Вообще после Зурабова любой человек будет замечательным послом. Неоднократно наблюдал его в действии. Это ни в какие ворота, — добавил эксперт. — Слабые прогностические способности. Приходилось слышать при личном общении невероятные прогнозы. При том что он был человеком информированным, делались выводы фантастические, например в ходе «евромайдана».
Неизвестный исполнитель
Однако для того, чтобы отправить в отставку такого посла и в такое время, необходимо для начала найти ему полноценную замену, убежден Чеснаков.
«Нужен человек, который мог бы реализовать новый курс. Поскольку в Киеве работать опасно даже физически, то понятно, что подходящих кандидатур было мало. Бабич выглядит подходящей кандидатурой. Он жесткий, но вполне конструктивный и готовый к диалогу. Он психологически устойчив к агрессивной внешней среде», — говорит эксперт.
Украинский политолог Дмитрий Пономарчук, ранее входивший в состав предвыборного штаба Януковича, был гораздо более скептичен. «Москва уже давно не ведет свои дела на украинском направлении открыто. Были времена получше, когда послом был Виктор Черномырдин. Мы о Бабиче в первый раз в жизни недавно услышали, — рассказал собеседник «Газеты.Ru». — Найдите мне хоть одного человека на всю Верховную раду, кто слышал о Бабиче».
«В России лучше знают, сделали они правильную замену или нет. Мы в последнее время мало и о Зурабове слышали. Как посол он был никакой», — добавил Пономарчук.
Бабич — выходец из силовых структур, служил в ВДВ, руководил корпорацией «Антей», был помощником главы погранслужбы ФСБ. С 2003 по 2011 год был депутатом Госдумы, после чего стал полпредом президента в Приволжском федеральном округе.
Переход Бабича в послы вполне укладывается в рамки последних кремлевских рокировок, когда полпредами и губернаторами становятся выходцы из спецслужб и других силовых ведомств.
Если Зурабова на Украине воспринимали как человека из бизнеса, обреченного искать компромиссы и вести переговоры, то Бабича, вероятно, будут воспринимать как представителя партии войны. Исполнителя, дополняющего Бориса Грызлова, нынешнего представителя России в минской группе.
На Украине рассматривают рокировку как выравнивание ситуации, когда отношения между странами уже не нуждаются в послах. У Украины до сих пор нет полномочного посла в Москве. Теперь из России приезжает, мягко говоря, не кадровый дипломат.
Выстраивается «тотально контролируемый канал коммуникаций с Киевом», говорит политолог Константин Батозский. «В отличие от выходца из бизнеса Зурабова, Михаил Бабич является менее свободным в решениях и абсолютно преданным Владимиру Путину кадром. Бабич не знаком с украинскими реалиями и по определению не может считаться «другом Украины». Поэтому говорить о разрядке в отношениях двух стран не приходится», — резюмирует политолог.
Впрочем, больше, чем рокировки на дипломатическом фронте, украинских наблюдателей интересуют внутренние процессы в России и в непризнанных республиках Донбасса. В Киеве обсуждают потерю Крымом статуса федерального округа, уход героев «русской весны», а также отсутствие этих же людей на выборах в Госдуму и в российской политике в целом.
Так или иначе, именно Бабич будет разбираться с новыми тенденциями: либо к новому витку вооруженного конфликта, либо к постепенной заморозке противостояния.