Гаагский суд во вторник удовлетворил иск Филиппин, которые протестовали против притязаний Китая на 80% акватории Южно-Китайского моря. Таким образом, суд отверг так называемую «девятипунктирную демаркационную линию», которую Китай провел в Южно-Китайском море.
КНР же утверждает, что эта часть моря принадлежит стране по праву, и приводит как доказательство морские карты прошлого века.
Гаагский суд признал эти претензии необоснованными. «Несмотря на то что китайские корабли и рыбаки, так же как и рыбаки других стран, исторически использовали острова в Южно-Китайском море для промысла, нет никаких данных о том, что Китай обладает эксклюзивным правом контролировать эти территории», — гласит текст вердикта. В нем также говорится, что у КНР «нет юридического основания» требовать прав пользования ресурсами, находящимися в пределах «девятипунктирной линии».
Кроме того, суд постановил, что строительство китайских искусственных островов в районе архипелага Спратли нарушает экологическую обстановку в районе Южно-Китайского моря. Такие острова не являются полноценными с юридической точки зрения и не образуют полноценных экономических зон, говорится в решении Гаагского суда.
Великая морская стена
Вблизи группы островов Спратли архипелага в юго-западной части Южно-Китайского моря расположена группа коралловых рифов, укреплением которых активно занимается Китай. Пекин неоднократно утверждал, что лишь проводит необходимые работы по укреплению рифов.
Однако эксперты считают, что КНР может разместить на них объекты электронной разведки — например, системы раннего предупреждения ракетного нападения.
На снимках из космоса, сделанных американскими спутниками, видно, что КНР в последние месяцы значительно увеличила размер насыпных островов и число военных объектов на их территории. По мнению Пентагона, Китай хочет превратить группу островов в военный плацдарм для контроля над Южно-Китайским морем.
Пекин также заинтересован и в экономическом контроле над акваторией: через нее ежегодно проходят коммерческие грузы на сумму $5 млрд.
Ранее главком Тихоокеанского флота США адмирал Гарри Харрис заявил о том, что, согласно данным спутников, Китай «возводит великую стену из песка»: гавани, вертолетные площадки, здания, пирсы и взлетно-посадочную полосу. На воды Южно-Китайского моря претендуют также Вьетнам, Бруней, Филиппины и Малайзия. Вьетнам в последнее время стал активно укреплять отношения с США из-за опасений эскалации конфликта с КНР.
Строгий суд
Реакция Китая на вердикт суда была резко негативной. Официальное новостное агентство Китая «Синьхуа» заявило, что это решение безосновательно. На прошлой неделе состоялся разговор министра иностранных дел Китая Ван И и госсекретаря США Джона Керри. В нем Ван И предостерег Вашингтон от действий, которые могут нарушить суверенитет КНР.
Пекин недавно провел военные учения в Южно-Китайском море, в которых участвовали два ракетных эсминца и один ракетный фрегат. В то же время в заявлении китайского МИДа отмечается, что Пекин «готов на основе уважения исторических фактов, на основе международного права, путем переговоров и консультаций мирно решать соответствующие споры по Южно-Китайскому морю со странами, напрямую относящимися к этому».
Китайские маневры были ответом на действия американских ВМС, которые неоднократно нарушали китайскую демаркационную линию в Южно-Китайском море. Каждый раз это вызывало бурную реакцию властей КНР.
Эксперт РСМД, специалист по Вьетнаму Антон Цветов называет решение суда «жестким».
«Наблюдатели ожидали, что решение будет не в пользу Китая, но были и те, кто предполагал формулировки, которые бы позволили КНР в будущем гибко отреагировать на вердикт и красиво отступить», — рассказал эксперт «Газете.Ru».
Он отмечает, что принятое судом решение не оставляет КНР места для маневра. По словам Цветова, ключевым вопросом остаются дальнейшие действия Пекина — ходили слухи, что страна может в ответ на решение суда выйти из конвенции, которая обязывает Китай уважать решение гаагского правосудия. «Но это, конечно, экстремальный вариант, и Пекин вряд ли на это произойдет, — добавил Цветов. — Реакция будет остро негативной, но может быть «размазана» по времени».
От решения, считает Цветов, выигрывают соседи Китая, у которых появился «туз в рукаве». «Эту карту они могут согласиться сбросить в обмен на какие-то послабления со стороны КНР», — добавил эксперт.