Среди претендентов на премьерский пост Великобритании было пять кандидатов: Лайам Фокс (экс-министр обороны), Тереза Мэй (глава МВД), Стивен Крабб (министр труда), Андреа Лидсом (замминистра энергетики), а также глава минюста Майкл Гоув. Партийное голосование, которое должно определить фаворита, состоится до сентября. К этому времени Кэмерон должен покинуть пост премьер-министра.
После того как 52% граждан Великобритании проголосовали за Brexit, то есть выход страны из состава Евросоюза, Кэмерон заявил о том, что стране нужно новое руководство. Оно должно отвечать интересам большинства граждан, объяснял политик, до референдума призывавший сохранить британское членство в ЕС. После референдума Кэмерон понял, что проиграл, и подал в отставку. Консервативная партия страны также осталась без лидера.
Его главный соперник, экс-мэр Лондона Борис Джонсон, который был одним из самых активных популяризаторов идеи Brexit, решил не баллотироваться на пост премьера. Это стало большой неожиданностью для общественности, ведь изначально он был одним из фаворитов гонки.
Решение Джонсона связано с тем, что против его кандидатуры выступил глава министерства юстиции Великобритании Майкл Гоув. «Борис Джонсон не сможет осуществлять руководящую роль или создать команду управленцев», — утверждал он. Аппаратный вес Гоува среди консерваторов выше, чем у Джонсона. В итоге бывший мэр Лондона, несмотря на харизму и популярность среди широких масс, предпочел в партийной гонке не участвовать.
Стоит отметить, что изначально Гоув выступал в поддержку Джонсона. Однако позже он заявил, что на него очень сильно повлияли результаты референдума, и именно поэтому он решил выдвинуть свою кандидатуру. Сам Гоув в скором времени намерен представить новый план развития Соединенного Королевства. Он будет способствовать, по словам Гоува, сплочению британского народа. После референдума общественность Великобритании оказалась расколота на тех, кто предпочитает сохранить страну в ЕС, и тех, кто считает, что союз только вредит британскому благосостоянию и политической самостоятельности.
По мнению директора Института Европы РАН Алексея Громыко, отказ Джонсона от выдвижения своей кандидатуры может быть также связан с договоренностью внутри партии.
«Есть запрос на единого кандидата, чтобы избежать дальнейшего раскола, — считает собеседник «Газеты.Ru». — Поскольку Джонсон — евроскептик, то лучшей кандидатурой будет Мэй, которая стоит на более умеренных позициях».
Мэй воссоединения
Министра внутренних дел Великобритании энергичную даму Терезу Мэй многие сравнивают с британским премьером Маргарет Тэтчер, которая, кстати, также поддерживала выход страны из ЕС. Впрочем, на протяжении всех дебатов перед референдумом она придерживалась сдержанной позиции и выступала в поддержку Дэвида Кэмерона, сторонника панъевропейского курса.
Мэй голосовала против выхода Великобритании из ЕС. Тем не менее она заявила, что «Brexit есть Brexit», а правительство обязано учесть интересы собственных граждан. Мэй выступает за сокращение потока мигрантов в страну и против дальнейшей интеграции с ЕС. В своей речи Мэй тоже пообещала согражданам, что «воссоединит Великобританию».
Как министр она придерживается жестких мер в борьбе с преступностью, однако считает, что социальное недовольство, включая демонстрации протеста, нужно решать без помощи жестких мер. «Полицейские меры в Великобритании — это не водометы, а попытка наладить с обществом диалог», — заявила она в 2011 году во время одного из студенческих выступлений.
Еще один из кандидатов на пост лидера Консервативной партии — экс-министр обороны Великобритании Лайам Фокс. Он также фокусируется в своей кампании на проблемах внутренней политики. В своем Twitter он особенно часто напоминает о необходимости борьбы с ксенофобией. «В нашем обществе нет места никакому виду расизма. Мы все должны объединиться против него», — гласит одно из его сообщений. Фокс также поддерживает выход Британии из ЕС.
Экс-министр обороны также известен достаточно резкими высказываниями в отношении России, что может повлиять на двусторонние отношения, если он займет пост британского премьер-министра. Еще в феврале перед референдумом он заявлял, что Brexit вряд ли способен остановить «агрессивную» политику Кремля — даже несмотря на то, что среди стран — членов ЕС Лондон был главным лоббистом продления санкционного режима против РФ.
Алексей Громыко считает, что на данный момент глава МВД Мэй является бесспорным лидером среди остальных кандидатов. Особенно после того, как свою кандидатуру с выборов снял Борис Джонсон.
Эксперт отметил, что министр внутренних дел держалась всегда в стороне от внешней политики, поэтому сложно предсказать, как это может повлиять на англо-российские взаимоотношения.
Тем не менее стоит учитывать факт, что она является представителем консервативного крыла, а значит, каких-то больших изменений ждать не стоит.
Бывшие партнеры
Отношения между премьером Кэмероном и Путиным в начале 2010-х были вполне уважительными. Однако они резко ухудшились после конфликта на востоке Украины, смены статуса Крыма, а затем — кризиса в Сирии.
Приход к власти нового премьера может способствовать улучшению отношений, считает заведующий отделом стратегических оценок Центра ситуационного анализа РАН Сергей Уткин. «Отношения с Россией, конечно, будут отнюдь не главной заботой нового премьера, но, скорее всего, любой премьер попытается использовать развитие связей с крупными странами для упрочения позиций в переговорах с ЕС», — утверждает он.
Эксперт оценивает состояние российско-британских отношений как среднее. «Былое напряжение спало уже довольно давно, но и для заметного улучшения недоставало политической воли», — рассказал собеседник «Газеты.Ru».
На фоне Brexit кроме Консервативной партии кризис переживает и Лейбористская, главная оппозиционная сила страны. Часть лейбористов требует от лидера партии Джеймса Корбина уйти в отставку из-за его поддержки членства Британии в ЕС. Против Корбина выступил и его соратник, экс-глава лейбористов Эд Милибенд.
В интервью BBC он заявил: когда Корбин только стал лидером партии, Милибенд поддерживал его, однако сейчас позиция изменилась. Корбин придерживается леворадикальных взглядов, и его позиция по многим вопросам вызывает недовольство более умеренных руководителей партии. Часть из них выступает за замену Корбина на альтернативную фигуру внутри Лейбористской партии, однако сместить политика с поста будет достаточно тяжело.
Согласно опросу The Guardian, большинство рядовых партийцев поддерживают Корбина, а сам он отказался уходить в отставку.