В ближайшее время чешские власти могут депортировать Шевцова в Россию, куда он, по собственным словам, возвращаться не хочет, так как планирует продолжить учебу в Чехии. Россиянин ожидает, что суд рассмотрит его апелляцию в ближайшие недели.
В эту страну Шевцов приехал, чтобы продолжить образование. «Образование бесплатное, если на чешском. Язык несложный. Когда я уехал сюда, в России как раз произошла довольно заметная коммерциализация медицины и образования. Я решил, что это хорошая возможность для путешествий и учебы за границей», — рассказывает Шевцов.
Однако учиться в Карловом университете и любоваться красотами Праги Шевцову пришлось недолго. Летом прошлого года он был арестован на одной из анархистских демонстраций в городе Брно и стал обвиняемым по уголовному делу, которое получило серьезный политический резонанс.
Правоохранительные органы обвинили студента в том, что в июне прошлого года он якобы кинул «коктейль Молотова» в дом министра обороны Чехии Мартина Стропницкого.
Министр сразу же заявил, что нападение связано с его политической деятельностью. В преступлении, по словам Стропницкого, были виновны «радикальные группы, которые выступают против ценностей, на которых мы стоим».
Пострадал за убеждения
Шевцов рассказал «Газете.Ru», что дело с самого начала сопровождалось «странными деталями». «За день до атаки с дома министра была снята охрана, «молотовы» не горели, а на единственной неразбившейся бутылке нашли одорологический след (основанный на анализе запахов. — «Газета.Ru»), который якобы совпал с моим», — заявил он.
Шевцов называет эту улику крайне ненадежной: полицейская собака, почуявшая его запах, могла ошибиться, да и сам след могли подделать. Тем не менее только на этом основании россиянин три месяца провел в предварительном заключении.
В конце апреля из-за недостатка улик дело о попытке нападения на дом министра обороны Чехии рассыпалось в суде. Впрочем, против Шевцова возбуждено еще одно дело. Его обвиняют в том, что в мае 2015 года он участвовал в нанесении граффити на стене тюрьмы Рузине в Праге.
«Помогал я якобы тем, что снимал на камеру небольшую анархистскую демонстрацию у тюрьмы, где находились наши товарищи, обвиненные по сфабрикованному делу о нападении на военный поезд, которого даже не произошло», — утверждает россиянин.
Шевцов не скрывает, что он анархист и задерживался властями за участие в несанкционированных политических действиях еще в родном Иркутске. В 2014 году он с товарищем повесил в городе плакат в память об убитых неонацистами адвокате Станиславе Маркелове и журналистке Анастасии Бабуровой.
Общественно-политической деятельностью Шевцов продолжил заниматься и в Праге, участвовал в местных общественно-политических акциях. «Для меня это не столько политический активизм, сколько жизненная позиция. Аргумент «в другой стране надо сидеть тихо и не высовываться» мне непонятен. Убеждения есть убеждения», — говорит он.
«Шпионы Путина»
Выступая с последним словом в суде по делу о нападении на дом министра, Шевцов отметил, что в чешских СМИ его пытались представить «пропутинским террористом». Сам он считает это абсурдным: к политике Кремля он относится негативно и даже участвовал в демонстрациях против присоединения Крыма к России.
Вероятнее всего, именно этим фактом можно объяснить и отсутствие внимания российских государственных СМИ к делу Шевцова. Товарища поддерживают только друзья-анархисты, они регулярно публикуют информацию о деле Шевцова на странице «ВКонтакте». Друзья Шевцова считают, что он стал жертвой полицейской операции «Феникс» в конце апреля прошлого года. В ходе операции было задержано несколько анархистов и левых радикалов, которых полиция подозревала в подготовке противоправных действий.
В начале мая перед зданием МВД Чехии прошла демонстрация в поддержку Шевцова, в которой участвовали 150 человек. В числе тех, кто пришел поддержать россиянина, был известный чешский диссидент Петр Угл, который в своей статье в пражской газете «Лидове Новины» назвал Шевцова узником совести.
Сам Шевцов рассказывает, что представители российского консульства, хотя и навещали его в тюрьме и были на суде, какой-то практической помощи не оказывают. «Только постоянно звонят моей матери и спрашивают, как продвигается мое дело и когда я уже поеду в Россию», — рассказывает он.
Правда, пресс-секретарь посольства России в Чехии Алексей Колмаков заявил «Газете.Ru», что посольство оказывает консульскую помощь Шевцову и «защищает законные интересы» российского гражданина.
Представители русскоязычной среды в Праге в разговоре с корреспондентом «Газеты.Ru» отмечают, что ситуация вокруг Шевцова отражает общее негативное отношение к россиянам в Чехии. «Всех активных россиян считают шпионами Путина. Людям отказывают в гражданстве с формулировкой «угроза для безопасности Чешской Республики», — рассказывает один из представителей русской общины в стране.
В качестве примера он приводит отказ в аккредитации известному российскому журналисту Владимиру Снегиреву из «Вечерней Москвы», а также его коллеге Александру Куранову из МИА «Россия сегодня». МИД Чехии сообщил, что обоим отказали в аккредитации на основании информации, полученной от спецслужб.