Челик, проведя в заключении 37 дней, был освобожден от обвинений, связанных с убийством пилота российского Су-24 Олега Пешкова, сообщила 10 марта Daily Sabah со ссылкой на прокуратуру турецкого города Измира. Адвокат турецкого боевика Мурат Устундаг подтвердил агентству Reuters эту информацию.
«Исследовав доказательства за и против, прокурор решил, что оснований для этого обвинения нет», — заявил адвокат. Другие обвинения — о незаконном хранении оружия — с Челика не сняты.
«Серый волк» в западне
Турецкого боевика, связанного с националистической организацией «Серые волки», задержали 31 марта вместе с 14 соратниками в одном из кафе Измира. По данным турецкой прессы, изначально Челик и его товарищи обратили на себя внимание полиции нарушением общественного порядка.
В России задержание боевика вызвало положительную реакцию. Челик ранее заявлял в интервью турецким СМИ, что застрелил спускавшегося на парашюте Олега Пешкова и «не боится мести России». В этот день турецкий F-16 сбил отечественный Су-24, который выполнял задание в рамках сирийской операции. Помимо Пешкова из самолета катапультировался штурман Константин Мурахтин. Его российским ВС удалось спасти.
Турция объяснила свои действия тем, что российский Су-24 нарушил ее воздушное пространство. Москва этот факт отрицает. Президент России Владимир Путин назвал пограничный инцидент «ударом в спину» со стороны Анкары. С прошлого ноября Путин и его турецкий коллега Реджеп Тайип Эрдоган ни разу не встречались лично и не вели переговоров. Москва ввела против Турции торговые санкции. Кризис между двумя странами продолжается, несмотря на то что лидеры обеих стран признают дружественные связи между державами.
В мае, по данным турецких СМИ, Челик изменил линию поведения. В беседе со следователями он заявил, что не стрелял в российского летчика, а, напротив, приказывал своим соратникам прекратить огонь.
Челик сражался в районах на границе между Турцией и Сирией, оказывая поддержку местным племенам туркоманов (сирийские туркмены). В последнем интервью перед арестом, которое было опубликовано 5 марта в турецкоязычном издании Vatan, Челик не подтверждал и не опровергал факт расстрела Пешкова. Кроме того, боевик подчеркивал, насколько Анкаре важно поддерживать туркоманов оружием. По его словам, только они могут противостоять местным курдским организациям, выступающим за автономию и турецкого, и сирийского Курдистана.
Дипломатический тупик
В российском посольстве в Анкаре «Газете.Ru» отказались комментировать ситуацию с Челиком, добавив, что эта тема «слишком важная для того, чтобы решения принимались на уровне посольства». Очевидно, дипломаты ждут, как прореагируют на Смоленской площади. На момент сдачи статьи представитель МИД России заявил телеканалу НТВ, что министерство проверяет информацию.
В конце прошлого года посол России в Турции Андрей Карлов называл три условия, которые смогут сдвинуть российско-турецкие отношения с мертвой точки. Это извинения, которые официальная Анкара должна предоставить Москве, привлечение к ответственности всех виновных в инциденте с Су-24, а также выплата компенсаций семьям погибших. С тех пор позиция властей РФ не изменилась.
По мнению Павла Шлыкова, доцента Института стран Азии и Африки МГУ, суд на Челиком изначально не был способен привести к прорыву в отношениях между Россией и Турцией. «Даже если бы Челик был признан виновным, это не приближало бы к непосредственной причине похолодания между двумя странами», — рассказал собеседник «Газеты.Ru».
Дело в том, что Челик — второстепенный персонаж в трагической истории 24 ноября.
Главные виновники инцидента — пилот турецкого F-16, который открыл огонь по российскому Су-24, а также командиры турецких ВС, отдавшие приказ сбить самолет.
«Москве эта ситуация казалась невозможной при тогдашнем уровне политических отношений с Турцией», — считает Шлыков. В этом и заключается проблема, которая на данный момент выглядит непреодолимой.
«Дело даже не в Эрдогане. Нынешняя позиция российской дипломатии также не предполагает выхода из ситуации, — уверен эксперт. — Россия требует политического покаяния Турции. Однако это невозможно хотя бы из-за несовместимых позиций двух стран относительно официальных извинений. Турция уверена, что уже извинилась по горячим следам. Россия, напротив, уверена, что извинений не было, и продолжает их требовать».
По мнению собеседника «Газеты.Ru», сейчас Турция и Россия пытаются улучшить двусторонний климат в основном «дипломатией второго трека».
«В начале мая в Анкаре прошел российско-турецкий симпозиум с привлечением бывших послов двух стран. Также к установлению позитивного климата активно привлекаются диаспоры, — добавил Шлыков. — Однако информационный шум, который сопровождает новые подробности инцидента с Су-24, а также ситуацию вокруг Челика, этому процессу не способствует».
В конце апреля в соцсетях появился текст, который многие сочли открытым письмом Альпарслана Челика официальному представителю МИД России Марии Захаровой. В нем он признавал свою вину. Впрочем, отечественный МИД не смог подтвердить достоверность этого письма.