Американист Валентин Зорин был одним из самых знаменитых советских политических обозревателей. В 1970–1980-х годах вел телепередачи «Международная панорама», «Сегодня в мире» и «9-я студия». В твидовом пиджаке и с трубкой в руке, в неизменных роговых дымчатых очках, Зорин был самым узнаваемым советским международником.
Имена тройки международников — Зорин, Бовин и Сейфуль-Мулюков — были известны практически каждому советскому зрителю, от слесаря до профессора.
Если «9-я студия» была практически единственной советской передачей для «яйцеголовых» международников, в которой ведущий с двумя гостями обсуждал проблемы российско-американских отношений, то «Международная панорама» считалась более «народной». В ней Зорин рассказывал о ситуации в Европе, странах «народной демократии» и США. Несмотря на пропагандистские штампы в духе «холодной войны», передачу смотрели все, кто интересовался США, поскольку это была практически единственная возможность узнать о стране. Музыка из «Международной панорамы», композиция американской группы Ventures-Vibrations, звучала практически в каждом советском доме. Спустя много лет в фильме «Криминальное чтиво» ее использовал Квентин Тарантино.
Внешний консерватизм Зорина, однако, не помешал ему оформить свои книги «Америка противоречивая» и «Америка 70-х» в авангардном духе. Стильные черно-белые иллюстрации были оформлены в виде кадров из его фильмов.
Кроме рассказов о планах Пентагона, борьбы чернокожих за свои права и планов президента Рональда Рейгана в передачах и книгах Зорина мелькали и занимательные сюжеты об американских автомобилях и джазе, Микки-Маусе и Голливуде. Фильм Зорина «Дороги Лос-Анджелеса» об американских автострадах до сих пор смотрится на одном дыхании.
Зорин позже вспоминал, что за фильм его ругали в ЦК: на фоне американских дорог советские смотрелись еще ужаснее.
Программы Зорина имели явно пропагандистскую направленность, но при этом сознательно факты автор в них не искажал, да и брали их в основном из либеральной американской печати. «В его программах не было вранья, могло быть замалчивание каких-то фактов, но не было искажений и дезинформации, которые сегодня сплошь и рядом», — говорит директор Фонда имени Рузвельта при МГУ Юрий Рогулев.
Зорин был интересным рассказчиком, среди его собеседников был миллиардер Поль Гетти, а также американский нефтяной магнат Гарольд Хант, связанный с ультраправыми политическими группами.
«Для меня не только как для публициста, журналиста, но и как для ученого одна из интересных проблем в США — это борьба между старыми и молодыми группировками монополистического капитала Соединенных Штатов», — рассказывал Зорин в одном из интервью. Кроме «мистеров-миллиардеров» Зорин встречался и с президентом США Рональдом Рейганом, которого часто критиковал, и c президентом Джоном Кеннеди, к которому относился с симпатией.
При всем неоднозначном отношении к передачам Зорина, которые часто ругали советские диссиденты, многие признают, что журналист внес большой вклад в популяризацию Америки.
После просмотра фильмов и прочтения книг Зорина советские зрители активно интересовались Америкой, а уже попав в США после распада СССР, узнавали улицы и дома, мелькавшие в его телерепортажах. «Он приоткрыл советскому зрителю дверь в Америку, в международную жизнь. Будучи человеком культурным и обладающим широким кругозором, он мог рассказывать о ней в доступной форме», — говорит Рогулев.
Знавшие Зорина по работе в Институте США и Канады вспоминают его удивительную работоспособность и идеальную грамотность. Он специально брал уроки сценической речи для работы на телевидении. Несмотря на преклонный возраст, Зорин по-прежнему следил за происходящим в стране и нередко давал интервью на темы происходящего в США. Хотя он критически относился к американской внешней политике, но хорошо знал и любил эту страну. Последние годы он работал обозревателем в МИА «Россия сегодня».
«Я вырос на его программах и был счастлив, что знал его лично. Он был глубоким профессионалом. Это большая утрата», — сказал «Газете.Ru» о Зорине лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов.